Роман Владимирович Жолудь

– коммуникативная функция.

Функция религиозной пропаганды обеспечивает распространение христианского учения в обществе, демонстрирует и насаждает определенные религиознонравственные идеалы и ценности. В то же время она, питаемая христианским учением, формирует особый стиль проповеднической коммуникации, описанный выше, влияя, в свою очередь, на коммуникативную функцию проповеди. Последняя заключается в создании и поддержании коммуникационных каналов внутри Церкви и вне ее. Социальнопросветительская функция проповеди также формируется под воздействием христианского учения, т. е. исходя из функции религиозной пропаганды. Христианин обязан вести постоянную проповедь; этот императив и апеллирует к социальнопросветительской работе. В свою очередь, данная функция обеспечивает «социализацию» Церкви, консолидацию ее как социума.

Представляется, что научное значение изученных вопросов состоит прежде всего в систематическом рассмотрении явления христианской проповеднической деятельности не в одном из узких аспектов (теологическом, историческом, литературноэстетическом, лингвистическом и т.п.), а как публицистической деятельности, с учетом комплексного культурологического анализа. Указанный комплексный подход позволил рассмотреть и проанализировать объект исследования – христианскую публицистику – максимально разносторонне, в динамике его развития. В результате удалось проследить генезис и первоначальное развитие христианской публицистики, выявить влияние на нее различных факторов: как собственно сакрального (определяющего для любого религиозного явления), так и внешних, культурообразующих.

Мы надеемся, что наша работа не просто заполнит одну из лакун в теории и истории отечественной публицистики, связанных с идеологическими запретами на объективное изучение христианской (и вообще религиозной) деятельности. Результаты исследования могут представлять определенную ценность для практической журналистики, в первую очередь для журналистики православной, завоевывающей современное информационное пространство в условиях полного отсутствия опыта религиозной публицистической деятельности на протяжении многих десятков лет. Определение собственных корней, традиции, преемственности послужит важным фактором самоопределения современных православных СМИ, яснее очертит идеалы и ориентиры деятельности, поможет найти свое особое место в системе нынешних mass media. Изучение и осознание связи современной православной публицистики с проповедническим служением древней Церкви поможет поновому взглянуть на задачи, стоящие перед современными церковными СМИ[2], на такие частные, но злободневные проблемы, как нахождение общего языка с неподготовленной аудиторией, отношение к модернистским течениям внутри самой Церкви и за ее пределами и т.п. Так, например, проблема смены (или «осовременивания») языка богослужения в Русской Православной Церкви приобретает новую окраску, если рассматривать ее не только в свете установившейся традиции, но и через призму теории коммуникационного акта[3], главной целью которого для проповедника является его успешность. Для нерелигиозной, светской журналистики изучение истории христианской проповеди как публицистической деятельности позволит более точно и объективно подходить к освещению и анализу явлений в современном православии, избегая узкого, секулярного подхода, характерного для многих нынешних СМИ.

Важно отметить принципиальную необходимость внимательного изучения христианской публицистики для реставрации общекультурного наследия нашей страны. В свете современных культурологических исследований необходимость восстановления связей с традиционными религиозными истоками рассматривается как залог национального здоровья: «...кто остается на своей земле, обладает долговечностью. Отдаление от... исторической обусловленности означает лишенность корней»[4]. Поэтому пристальный интерес к истокам христианства, к эпохе становления православия как древнейшей христианской конфессии (по сути – первохристианства), обусловлен стремлением к гармоничному воссоединению с собственным историческим прошлым, осознанием роли православного христианства в истории страны, нации и всей цивилизации, стремлением к заполнению духовного вакуума в технократическом обществе. Не случаен в связи с этим акцент, сделанный на роли Византии в процессе развития христианства. Византийская империя, став колыбелью православия, передала эстафету русскому народу, оказав тем самым непосредственное влияние на его культуру. Религиозность становится обязательным признаком древнерусской литературы и публицистики; первые публицистические произведения («Слово о Законе и Благодати» Илариона) составляются по канонам византийского красноречия; Византия на протяжении многих веков считалась просветительницей Руси, ее культурной кормилицей. И основным коммуникативным фактором, позволяющим осуществлять культурную трансляцию в условиях массовой неграмотности, становится именно церковная проповедь.

Безусловно, в области, непосредственно связанной с предметом настоящей работы, до сих пор существует достаточно много пробелов. Среди перспектив будущих исследований необходимо указать проблемы трансформации христианской публицистики в разные эпохи существования Византийской империи; взаимовлияние православной и католической публицистики в процессе исторического развития; условия культурной трансляции православной публицистики в русской культуре; наконец, явление сосуществования христианских публицистических традиций в мультиконфессиональном поле России. Разработка этих направлений послужит максимально полному изучению такого сложного и многогранного явления, как религиозная публицистика.

Василий Кесарийский Утешение больному