Роман Владимирович Жолудь

Такова жизнь человеческая – непостоянное море, зыбкий воздух, неуловимое сновидение, утекающий поток, исчезающий дым, бегущая тень, собрание вод, колеблемое волнами. И хотя буря страшна, плавание опасно; однако же мы, пловцы, спим беспечно. Страшно и свирепо море жизни, суетны надежды, увлекающие подобно бурям. Скорби ревут, как волны; злоумышления скрываются, как; подводные камни; враги лают, как псы; похитители окружают, как морские разбойники; приходит старость, как зима; настоет смерть, как кораблекрушение. Видишь бурю, правь искуснее; смотри, как плывешь, не затопи ладьи своей, нагрузив ее или богатством, приобретаемым неправдой, или бременем страстей.

Поэтому весьма кстати взывает блаженный Павел: великое приобретение – быть благочестивым (1 Тим. 6, 6), – богатство небесное, сокровище тайн, море премудрости, знание истины, поклонение несозданнои Троице, зеркало первозданной тайны, вера без сомнения, исповедание, избегающее исследований, проповедь преподобная, произносимая устами, проникающая через слух, укрепляющаяся в душе и подающая озарение Троицы.

Великое приобретение – быть благочестивым и довольным: потому что всего богаче довольство, жизнь без излишеств, упокоение беззаботное, богатство не вовлекающее в сети, нужда, дающая послабление, тяжесть без скорби, содержание небедное, наслаждение непостыдное. Приучающие себя к довольству избегают волнений богатства: ибо богатый всего боится, – боится дней как удобных ворам, боится ночей как мучений от забот, боится утреннего времени, как прихода к нему льстецов, боится не только времени, но и места. Его приводят в ужас нападения разбойников, злоумышления воров, клевета притеснителей, расхищения сильных, злодеяния домашних, любопытство доносчиков, нечувствительность делающих взыскания, рассуждения соседей, гнилость стен, падение домов, нашествия варваров, коварство сограждан, приговоры судей, потеря того, что имеет, отнятие того, чем владел. О человек, если такова зима обладания, то где же весна наслаждения? Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Оно не заключается вместе с настоящей жизнью, говорит апостол. Это – приобретение бессмертное; с растратою богатства оно не утрачивается.

Сказал Павел: мы ничего не принесли 6 мир (1 Тим. 6, 7). Равноправие при вхождении в мир достаточно для того, чтобы изгнать неровность положения в общественной жизни. Мы ничего не принесли в мир. Нагими вышли мы из утробы матери. Ничего не имея у себя, пришел в мир ты, корыстолюбец; у тебя не было ни золота, потому что оно вырывается из земли, ни денег, потому что не с тобой посеяны, ни одежд, потому что они – произведения искусства ткачей, ни поместий, которые возделало богатство и обустроили руки, ни достоинства, кроме одного – образа Божия; ни владычества, которое подтачивает время и пожинает смерть. Наг взошел ты в мир: о если бы и из жизни выйти тебе обнаженным от грехов!

Мы ничего не принесли в мир, но ничего не можем и вынести из него. Неужели, Павел, ничего не выносим мы из принадлежащего к жизни? – Ничего, разве одни добродетели, если упражнялись в них. Выносим целомудрие, если цвели им. Выносим милостыню, если обогащались ею. Это – помощники души, веревки для уловления жизни. Богатство остается здесь, золото расхищается, деньги делятся, поместья продаются, слава забывается, владычество прекращается, страх угасает. С театром жизни разрушается и убранство. Итак, что же? Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Избегаю излишнего как бесполезного и ищу необходимого как не подлежащего осуждению. Богач предстает там нагим. Если имеет добродетели, и там он богат. А если обнажен от них, то – вечный нищий.

Ничто не богаче добродетельной нищеты. Петр нищ, но взял добычу со смерти. Иоанн нищ, но вылечил ноги хромого. Филипп нищ, но в Сыне видел Отца (Ин. 14, 9). Матфей нищ, потому что оставил богатство вместе с хищением (Лк. 5, 28). Фома нищ, но открыл сокровище, какое невозможно украсть – ребро Владыки. Павел нищ, но стал наследником рая. Владыка нищ по плоти, потому что безмерно богат по Божеству.

Вот и сегодня излил богатство врачевания, освободил от болезни тещу Петрову, прикосновением отогнал горячку. Не после многих посещении поднял страждущую; не видно лекарства; исцеление последовало внезапно. Много понесла она страданий, и не было избавителя. Но здесь предстает только Врач сущности, и телесная зима прекратилась.