Бог и Его образ. Очерк библейского богословия
Важно отметить, что вслед за отказом Ягве лично сопровождать Израиль (Исх 33,1-5), говорится о решении Моисея поставить вне лагеря и на отдалении от него (33,7) "Скинию собрания". Точно так же, когда Моисей возвращается с горн с новыми скрижалями, сияние его лица удерживает вдали испуганный народ. Это указывает на то, что Божественное присутствие требует удаления грешного народа, тогда как при заключении Завета знатные люди народа могли созерцать Бога, есть и пить в Его присутствии (25,11), и Скиния первоначально считалась местом пребывания Бога посреди Его народа (25,8; 29,45).
197
Иер 31,31; 32,40.
198
См. Числ 3,12.45; 8,16-18.
199
Этот смысл появляется в Библии в таких текстах, как Числ 27,18; Втор 34.9; Деян 6,6; 8,17; 13,3; 1 Тим 4,14; 2 Тим 1,6.
200
См. ИБ, прим. на Лев 24,14.
201
По поводу этого "акта представления", или "тенуфá" см. ИБ, прим. на Исх 29,24. Этот обряд посвящения левитов носит лишь символический характер, по существу сохраняя свое главное литургическое назначение.
202
Вот некоторые примеры поражения непосвященных людей, постигшего их за то, что они приблизились к священным предметам: Числ 17,27-28; 2 Цар 6,6-12; 1 Пар 13,9-10; 2 Пар 26.16-20; 2 Макк З.
203
Об особой роли священника в обрядах жертвоприношения см. IAT, t. П, pp. 208-210.
204
Об обрядах умилостивления и очищения см. IAT, t. II, pp. 295-299, 353-358.
205
Эта роль заслона, которую играют левиты, ясно следует из Числ 1,53.
206
"Скрыть лицо" означает прервать освобождающую близость, предать каре. См. Втор 31,17-18; 32,26; Иов 13,24; Пс 9,32; 12,2; 21,25; 26,9; 29,8; 43,25; 68,18; 87,15; 101,3; 103,29; 142,7; Ис 8,17; 54,8; 64,6; Иер 33,5; Иез 7,22; 39,23-24.29; Мих 3,4
207
О мерах предосторожности,которые должны принимать даже посвященные, касаясь священных предметов, см. Числ 4,4-20