Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

 Ср. 1 Ин 3,5 и Рим 5,12.

246

См. Ис 41,8; 44,1-2.21; 48,20, где "Служитель" недвусмысленно отождествляется с Израилем. Нет достаточных оснований считать "Израиль" в 49,3 позднейшей вставкой.

247

Достаточно ясные параллели, проведенные в предыдущем примечании, как мне кажется, отождествляют Служителя с Израилем. Но имеются в виду не все члены побежденного и рассеянного народа. Речь идет об "остатке" (см. Иб, прим. на Ис 4,3), который своим обращением (Ис 10, 21) сознательно принял судьбу избранного народа. Это возрожденное меньшинство ("хорошие смоквы" из Иер 24,5) будет иметь двойную миссию по отношению к народу в целом и ко всем народам (Ис 49,6).

248

См. Прем 2,14-20; Ин 3,19-20.

249

Таково, однако, толкование Раши, самого известного из средневековых еврейских комментаторов. См. его толкование на Ис 53,4-5.12.

250

 Мф 26,65; 27,22-23; Мк 14,64; 15,11-14; Лк 23,1-2.20-24; Ин 11,50; 19,6-7.

251

Мф 26,31-34.56; Мк 14,27-30.50; Ин 16,32.

252

См. Гал 3,13.

253

Петр скажет еврейскому народу по поводу осуждения Иисуса:"Я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению. Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил"(Деян 3,17-18). В предании Иисуса на смерть осуществляется некая драма, значение которой выходит за пределы места и времени, служащих ей фоном, а также за пределы народа и поколения, вынесших смертный приговор. Здесь происходит отвержение "Света" тьмой. "Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы"(Ин 3,19).

254

Рим 6,8-9; Откр 1,18.

255

Крест совершает примирение, как подчеркивает Павел в посланиях, написанных в заточении (Еф 2,13.16; Кол 1,20-22).

256

Иер 2,13.