Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки.

 И простер Моисей руку свою над морем, и увидел народ, как расступились воды его. Вот она - вера Моисея. Вера с горчичное зерно способна передвигать горы (Мф 17,20), способна рассекать воды моря, и такая вера живет в сердце Моисея. Но я думаю также, что неверие народа усилило веру Моисея. Увидев, что народ противится воле Бога, воле Сердца Его, направленной ко спасению, он открывает ей свое сердце и отныне чувствует себя полностью солидарным с возложенной на него миссией. Поэтому он приказывает израильтянам войти в море - море расступается, и народ проходит. Когда в море оказываются преследующие их египтяне, оно смыкает над ними свои воды. Как можно представить это чудо? Трудно ответить на этот вопрос, однако ясно одно, что только благодаря чуду можно объяснить становление Израиля как народа Ягве, можно понять, почему он принял Бога как жениха, такого неудобного для жизни, ибо Ягве - не Бог, Которого выбирают, но Бог, Который выбирает Сам. Никто добровольно не отдаст себя в руки, которые измучают, прежде чем что-то в тебе родить. Так может быть лишь тогда, когда ты знаешь, что это - спасающие руки, руки, к которым прибегают, если впереди одна смерть, потому что они раздвигают волны смерти [64], это руки, которые из сброда людей, потерявших всякую надежду, создают народ. Ибо те, кто перешли рубеж, стали уже другими. Бог усыновил Израиль, когда тот был смертельно ранен, и это помогает нам понять, почему только Израиль (один в целом мире!) пошел за Богом живым.

Победная песнь при переходе через Красное море

 Оказавшись на другом берегу Чермного моря, как его называет Библия, вдохновенный Израиль воспевает Спасителя. Вот торжественная песнь (Исх 15,1-11):

Пою Ягве, ибо Он высоко превознесся,

коня и всадника его ввергнул в море!

И вышла Мариам, сестра Моисея, с тимпаном, и плясала, в то время, как остальные израильские женщины хором пели припев, перемежавший следующие строфы, которые сочинил Моисей;

Ягве крепость моя и слава моя, Он был мне спасением.  Он Бог мой, и прославлю Его: Бог отца моего, и превознесу Его.  Господь - муж брани [65], Ягве имя Ему!  Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военачальники его потонули в Чермном море.  Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень.  Десница Твоя, Ягве, прославилась силою;  десница Твоя, Ягве, сразила врага.  Величием славы Твоей Ты низложил восстающих против Тебя. Ты послал гнев[66] Твой, и он опалил их, как солому.  От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.  Враг сказал: "погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя; обнажу меч мой, истребит их рука моя".  Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.  Кто, как Ты, о Ягве, между богами? * Кто, как Ты, о Святой, величествен?  Досточтим хвалами, творец чудес?

Вся драма Израиля будет заключаться в том, чтобы, увековечивая момент обручения[67] с Богом, когда Израиль стал народом, получившим от Него свободу, жить как народ, освобожденный Всемогущим. Но над Израилем всегда будет тяготеть прошлое, и потому в союзе с Господом он будет народом, обреченным на свободу.

ГЛАВА IV

НАРОД, ОБРЕЧЕННЫЙ НА СВОБОДУ