Old Testament. Course of lectures. Part I.

«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени»

(Исх 2:1).

Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника положила туда младенца и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

Спустя много времени, по хронологии проходит около 40 лет, Моисей увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился {67} и убил египтянина. Услышал ли он благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он увидел двух ссорящихся собратьев и устыдил обижающего, то услышал слова:

«Не думаешь ли убить меня, как убил

[вчера]

египтянина?»

(Исх 2:14). Моисей понял, что раз пошел слух, и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть.

И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал:

«Позовите его, и пусть он ест хлеб»

(Исх 2:20) и отдал за него свою дочь Сепфору. Она вспоминается в Библии неоднократно, также и в Требнике, в чине бракосочетания.

Моисей был счастлив в своем браке и полюбил эту женщину. У него родилось два сына, одному имя — Гирсам,

«потому что говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова»

(Исх 18:4).

Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т. е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и от одной из них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которая была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т. е. там было сохранено истинное Богопочитание, что и позволило Моисею жить у них. Иофор одновременно называется Рагуилом, но это одно и то же лицо.