Old Testament. Course of lectures. Part I.

. Очень интересное выражение:

«все крестились в Моисея»

. Оно, конечно, не прямое, а прообразовательное.

«И все ели одну и ту же духовную пищу

(так ап. Павел называет манну)

, и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос»

. Тем самым апостол указывает на прообразовательное значение всех этих событий.

Там же, 10:11 —

«Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков»

. И еще одна цитата — Ин 6:31–35, 48–58. Посмотрите ее сами. Опорные стихи:

«Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть»

(31).

«Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»

(49–50). Это опорные стихи. А в целом в этих отрывках объясняется весь смысл этих событий.

Вывод таков: манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии.

ЛЕКЦИЯ 13

Дарование Синайского Закона.

Дарование Синайского закона — одна из самых важных тем Ветхого Завета. Исторический опыт показал, что одного внутреннего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознание внутреннего нравственного закона под влиянием греха, перестает достигать сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым, и человек становится неспособным обуздывать свои страстей. Воля его постоянно ведет и толкает ко греху, и человек все более и более погружается в бездну греха.

«Для чего же закон?