Old Testament. Course of lectures. Part I.

ЛЕКЦИЯ 25

Постепенно нечестие полностью захватывает северные области Израиля и все цари становятся нечестивыми. Особым нечестием отличался царь Ахав и его жена Иезавель. Иезавель пользовалась неограниченным влиянием на своего мужа. Сказано было про ее мужа Ахава: «Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, и погубил душу свою» (3 Цар 16:31–33).

В те дни на авансцену ветхозаветной истории выступает великий пророк Божий Илия.

«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову. И было к нему слово Господне: пойди оттуда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени поток высох, ибо не было дождя на землю»

(3 Цар 17:1–7).

Перед нами образ Илии. Жизнь и деятельность этого необычайного человека — какая-то непрерывная цепь загадок. Он пришел с востока и никто не знал, откуда он появился, когда он пришел, с какой-то непостижимой быстротой переходил с места на место, являлся то там, то тут. Тщетно искали его слуги царицы Иезавели, желая умертвить, он оставался для них недосягаемым. Вид его поражал с первого взгляда, у него было смуглое лицо, обрамленное косматой гривой волос. Его иконография очень интересна. В Третьяковской Галерее есть изображение пророка Илии: огромная грива волос и борода на красном огненном фоне, подчеркивая его небесное вознесение. Это новгородская школа, XIV век.

Он прост в общении, движения его стремительны, он резок, импульсивен, весь в порыве, в огне и буре. Его имя «Илия» означает «Мой Бог Яхве». В этом имени, пожалуй, заключена и суть его служения, он объявляет войну не на жизнь, а на смерть Ваалу и не успокоится, пока не поразит этого финикийского демона. Илия производит огромное впечатление на окружающих современников, быть может, самое большое после Моисея. Не случайно эти две фигуры явились на Фаворе во время Преображения Господня. Народ смотрит на него с каким-то суеверным страхом, потому что его окружает море легенд и тайн.

В древнееврейской традиции считалось, что он до сих пор присутствует в нашей жизни и на трапезах оставляли для него место, будто Илия должен придти и занять свое место. Иисуса спрашивали: «Не Ты ли Илия, который должен придти?» Илия — воплощение бескомпромиссности, бесстрашного защитника справедливости. Когда Иезавели удалось расправиться с поборниками Бога Израилева, то он один выступил и против царя и царицы, и против Ваала, и против почти всего народа.

Илия предстает перед нами как человек, которому подчиняются стихии, и одновременно как человек, в котором проявляются все слабости человеческие. Он весь — человек Ветхого Завета. Когда апостолы говорят Христу: «Сведи огонь с неба, как сделал Илия!», Господь им отвечает: «Не знаете, какого вы духа». То есть это совсем разное постижение мира: ветхозаветное и новозаветное.

В общении сынов пророческих, которое в то время было довольно развито в Израиле, Илия представляется в более полном виде. В {48} основном он нам является в 3-й и 4-й книгах Царств, когда посылает засуху на землю, состязается на горе Кармил со жрецами Ваала, живет у вдовы в Сарепте Сидонской, обличает царя Ахава, захватившего виноградник Навуфея, наконец, возносится на огненной колеснице. В этих сказаниях отделить чисто историческую структуру от поэтических орнаментов, в которые облачается любое повествование, очень сложно. Детали и подробности здесь не важны, важно, что эти события совершились и их реальность признавали все, кто о них знал.