THE WORKS OF OUR HOLY FATHER JOHN CHRYSOSTOM, ARCHBISHOP OF CONSTANTINOPLE, DISCOURSE ON THE BOOK OF GENESIS T

СЛОВО 1, сказанное в начале Четыредесятницы на слова: в начале сотвори Бог небо и землю. Пост есть духовная весна для души. Великое благо в знании о творении мира и о Творце его по данному Богом Писанию. Почему не говорит оно в начале о создании ангелов? Как могло произойти что–либо из несуществующего? Почему Моисей небо представил законченным, а землю — устрояемою постепенно? Увещание к милостыни примером отца и учителя Антиохийской церкви и указанием на то, что это есть самый лучший способ сохранения и пользования своим имуществом.

СЛОВО 2. Сила молитвы Церкви, дающая смелость проповеднику. Почему при создании света и других тварей сказано: да будет и только при создании человека: — сотворим? Почему он создается после всех тварей? Кому Бог говорит: сотворим? Обличение тех, которые приписывают Богу человеческий образ, и увещание творить волю Божию.

СЛОВО 3. Увещание слушателей углубляться, по крайней мере, во время поста в божественное Писание. Смысл слов: по образу и подобию и возможность для человека быть кротким. Истинность первоначальной власти человека над зверями и польза происшедшего после грехопадения страха его пред ними.

СЛОВО 4. Кроме отнятия у человека власти над зверями, грех произвел три вида рабства: рабство жены, которая создана была равночестною, пред мужем; рабство Хама перед братьями, вследствие греха его против отца; третий вид рабства — подчинение начальникам и правителям. От рабства освобождает добродетель. — Возбуждение внимания слушателей к проповеднику примером первых христиан. — Естественная, не вследствие греха, власть родителей над детьми и строгая важность обязанностей детей.

СЛОВО 5. Почему за грех одного или нескольких наказываются все? Путь к освобождению от рабства — добродетель, изгоняющая всякий страх пред людьми и пред зверями. Христианину нет нужды сетовать на предков и потому, что Христос обещал большия блага. Увещание к милостыни бедным, с сильным изображением их униженных просьб, их безвыходнаго положения и божественнаго наказания за жестокость к ближним.

СЛОВО 6. Полезность и спасительность собраний христиан в храме Божием. Имел ли Адам познание добра и зла до вкушения от древа? Увещание делать свой дом церковью и вместе с вещественною трапезою предлагать и духовную.

СЛОВО 7. Превосходство духовной трапезы пред вещественною. Обязанности слушателей божественного учения. Почему древо познания добра и зла названо так, если человек не от него получил это знание? Обычай Писания называть места и времена по совершившимся событиям. Спасительные плоды древа Крестного. Почему разбойник введен был в рай? Обличение манихеев, отрицавших воскресение тела. Что разумеется под раем в словах Спасителя? Увещание — делать свой дом небом и не отказывать в милостыне.

СЛОВО 8. Радость Златоуста вследствие присутствия епископов при поучении. Для чего дана была первому человеку заповедь? Закон дан был в помощь человеку и есть величайшее благо и честь для тех, кому был дан. Человек пал от собственной безпечности.

ПЯТЬ СЛОВ ОБ АННЕ

СЛОВО 1. Польза воспоминания о посте и блага, доставляемые им. Напоминание слушателям о предметах предшествовавших бесед. Содержание беседы к обратившимся в христианство из язычества о двух способах Богопознания чрез созерцание природы и чрез совесть. Третий Богом данный наставник — родители. Любовь их к детям зависит не только от природы, но и от нравов детей. Обязанность родителей и особенно матери относительно воспитания детей, примером чего служит Анна, мать Самуила. Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. Увещание — подражать Анне в воспитании детей, в попечении особенно о целомудрии сыновей.

СЛОВО 2. Сила молитвы и веры, как показывает пример Анны, достойный подражания для мужей и жен. Тяжесть неплодства, особенно в древнее время, и управлявший душею праведницы страх Божий. Великая награда Анне за ее самоотверженный дар Богу. Твердость Анны и бдительность в молитве: успех молитвы зависит не от множества слов, а от силы сердечного устремления к Богу. Терпение Анны при оскорблении ее со стороны отрока первосвященника Илия. Другой пример того, как великодушное перенесение оскорблений ведет к большей славе. Нужно оказывать почтение священникам, независимо от их образа действий. Молитва Анны после принятия пищи и пития и увещание подражать ей в этом, как и в воспитании детей.

СЛОВО 3. Разнообразие добродетелей Анны и благотворность для христианина воспоминаний о ней. Двойственная любовь Анны к Самуилу и посвящение его Богу на служение в храме. Увещание родителям — посвящать своих детей Богу чрез искоренение в них нечистых пожеланий и приготовление к небесной жизни.

СЛОВО 4. Горькое сетование на посетителей зрелищ, которые, привлекая к себе и стариков и юношей, приносят больше вреда, чем удовольствия. Удивительны добродетели Анны, хотя она была женщиной. Ее молитва после посвящения Самуила Богу: вознесеся рог мой в Бозе моем; значение наименования Бога по имени рабов своих. Увещание к частой молитве; молиться христианину можно всегда и везде.