Евфимий Зигабен

107. Смирихся до зела (до крайности), Господи, живи мя по словеси Твоему. Весьма и чрезвычайно я смирился, Господи, или от постоянного бедствия, или и от произвольного изнурения себя: посему оживотвори меня, говорит, столько смирившегося, Господи, по данному Тобою обещанию—воспомоществовать бедствующим, или по тому слову, которое написано в книге Левит: кто сотворит их (повеления) из людей, тот жив будет ими (Лев. 18, 5). *)

*) Слова Аполлипария: Хотя я. говорит, имел повод к тому, чтобы превозноситься, как царь, и мудрый, и пророк, но смирился до крайности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Прит. 3, 34). Феодора: Смирение до крайности есть исповедание грехов; ибо без обличителей обвинять самого себя может только тот, у кого есть чрезвычайное смирение. Таковым дать жизнь обещает Божие слово, поелику Бог оказывает нам милость и человеколюбие по исповедании грехов: исповедуйтесь, говорит, Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.

108. (Это) вольная (приношения) уст моих; благоволи же, Господи (к ним), и судьбам Твоим научи мя. Прими, говорит, Господи, и приведи в надлежащее исполнение мои обещания, не принужденно, но добровольно и с признательностью данные мною, и состоящие в том, что я буду хранить заповеди Твои; почему и научи меня судам и постановлениям Твоим, как не удобовразумительным: ибо суды, говорит, Твои, Господи,—бездна великая (Псал. 35, 7). Или научи меня заповедям Твоим глубже. *)

*) Поелику есть грехи и произвольные и непроизвольные; и часто случается погрешать и устами, не по произволу, но по некоему предрассудку, или незнанию: то он просит Бога о принятии только того, что произносится по произволению; а одно из таковых слов была клятва о сохранении судов. По словам Феодорита, Евсевия и Оригена, из совершаемых добродетелей большую часть предписывают божественные законы, а некоторые зависят от усердия, которые и называет даром. Так целомудрие и правду предписывают евангельские законы; а девство, нестяжательность, монашеская жизнь и пустынножительство суть дела усердия, которые выше закона; и таковые то называет здесь вольными; о каковых и молится, чтоб удостоены были принятия. Кирилла: Добродетель не подлежит владычеству, а произвольна и свободна от всякого принуждения. Такова была Давидова, который молится Богу о том, чтобы благоволил принять дела его только произвольные.

109. Душа моя в руку Твоею выну, и закона Твоего не забых. Teбе, присовокупляет, Господи, всегда вручаю и предаю душу мою и Тебя поставляю хранителем, защитником и правителем ее; потому то я и хранил закон Твой, чтобы не лишиться рук Твоих. *).

*) Аполлинария: Душа чья-либо в руках Божиих, когда находится в опасностях. Итак, я, говорит праведник, ежедневно умираю; всегда нахожусь в опасности за слово Твое, за истину Твою; почему душа моя в руках Твоих всегда. Ибо опасность смерти не привела меня к забвении закона Твоего. Феодора: Величайшее доказательство усердия, когда кто и при опасностях не отступает от закона, и при нападениях не уклоняется от правды гневом и раздражением на злоумышленников своих. Безименного: Когда мы в руки Божии предадим душу свою, чтобы из них получить пищу, жизнь честь и славу, то мы не подвергнемся забвении Бога ни малейшему, но всегда будем памятовать о Нем и ничто житейское не заставить нас вознерадеть о божественном.

110. Положиша грешницы сеть мне, и от заповедей Твоих не заблудих. Грешники говорит,— бесы и беззаконные люди положили мне СЕТЬ, стараясь поймать меня; но я не заблудил и не уклонился от заповедей Твоих, опасаясь, чтобы чрез удаление от заповедей Твоих не попасть в сеть упомянутых грешников: потому что кто поступает по закону и по заповедям Божиим, тот не падает в сети. *)