Евфимий Зигабен

*) Слова Феодорита: Беззаконными Давид здесь называет мудрых века сего, или ересеначальников, или злые помыслы, совещающие грешить. Поелику же душа имеет силы, которыми любит и которыми ненавидит, а действие в употреблении их по разуму; а пророк похвалился, что силу любви обратил к закону Божии, а силу ненависти —к тому, что противно закону: то посему он говорит Богу, что это я совершил не без помощи Твоей, но при Твоем содействий. Златословесного: Таковы похвалы святых, как говорит и в другом псалме: не ненавидящих ли Тебя, Господи, я возненавидел и по причине врагов Твоих истаял? Ибо как любящий СВЕТ ненавидит тьму, так и любящий закон Божий ненавидит беззаконные помыслы и действия.

115. Уклонитеся от мене лукавнующии, и испытаю заповеди Бога моего. Отойдите, говорит, от меня злые люди и бесы и неуместные помыслы, чтобы сне можно было спокойно исследовать заповеди Бога моего; так как причиняемое мне вами беспокойство препятствует спасительному и основательному испытанию их. *)

*) Безименного: Говорит о тех злых помыслах, которыми исполнен наш сокровенный человек сердца: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, любодейства, прелюбодейства и прочее, что оскверняет человека. Сим то помыслам он говорит: уклонитесь от меня.

116. Заступи мя, по словеси Твоему, и жив буду, и не посрами мене от (в) чаянтя моего. Помоги, продолжает, мне, Господи, по обещанию Твоему; так как Ты обещал в законе Твоем помогать хранящим его, или вообще, по Твоему обещанию оживотвори меня Твоим посещением, и не заставь меня стыдиться по причине того, чему подвергнусь, если обманет меня надежда на Твою помощь. *)

*) Феодора: Сказав: уклонитесь от меня злые, за сим призывает на сие Бога, чтобы злые силы его были прогнаны от души его, и он, получив свободу, мог достигнуть богоугодной жизни и спасения и не лишился ожидаемого им. Дидима: Чаяние святых есть вечная жизнь, царство небесное. Итак, кто сделается недостойным чрез непоследование слову, которому, по-видимому, веровал, тот постыдится в чаянии своем.

117. Помози ми, и спасуся и поучуся во оправданиих Твоих выну. Если, сказывает, Ты, Господи, поможешь мне, то спасусь от злоумышлений видимых и невидимых врагов, после чего я буду размышлять постоянно в оправданиях Твоих. *)

*) Феодорита: Получив спасение, я не буду нерадеть об оправданиях Твоих; но всегда буду заниматься размышлением о них, где размышлением называется не только упражнение в словах, но и в делах. Аполлиннария: Выше сказал: помощник мой и заступник мой Ты; а здесь: помоги мне. Не довольно, говорит, для меня той помощи, которую я получил, но я прошу помощи и впредь; непрестанно помогай мне. А это: спасусь, есть еще не совершенное спасение, доколе находимся здесь. Когда освободимся от сей жизни, тогда полное спасение, когда будем жить с избранными ангелами. Всегда, т. е. не только в сем веке, но и в будущем. Там будем поучаться в оправданиях сих лицем к лицу, не в тени, но при свете истины.