Евфимий Зигабен

*) Другие, говорит Феодор, уважают много золото и камни, а я почитая удивительным и единственным добром божественные повеления, к ним имею стремление и храню их более всякого сокровища. И поелику они, по словам Оригена, заключают в себе много мыслей, то посему я никак нибудь внимаю им, но с напряжением исследует их душа моя, доколе не приобрету чрез разумение их чистейшую истину. Златоуст вместе с Феодоритом: Давид не напрасно возлюбил их; ибо они достославны и могут привлечь и возбудить к любви способных видеть.

130. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы. Изъяснение и раскрытие, говорит, слов Твоих, Господи, просвещает и вразумляет даже самых отроков и нерассудительных по возрасту; а тем более просвещает людей, имеющих способность ума и рассудительности. Или просвещает младенцев по уму, или уверовавших из язычников, как новонасажденных и младенцев в рассуждении богопознания, или, просто сказать, просвещает новый народ. *)

*) Акила вместо: явление слов Твоих, перевел: отверстие слов, Симмах: Дверь слов Твоих. Твоим светом, говорят Феодорит и Евсевий, будучи озаряем, я получил такое знание заповедей Твоих, как бы посредством двери свидения И первого отверстия и преподания слов Твоих, что случилось когда явился Христос; ибо Он пришел исполнить закон и пророков и все заключающем в них тайны раскрыл; в ином исполняя пророчества самым делом, в другом разъясняя закон, чтобы видели в нем уже не письмена и тень, но дух, почему, по Златоусту, и говорил об Апостолах: исповедуюсь Тебе, Отче, что Ты утаил сие от премудрых и разумных и открыл то младенцам. Афанасий: Под младенцами можешь разуметь находящихся в неведении и подобных младенцам. Их то, говорит, насыщает слово Твое разумением. Феодорита: Архиерею повелено было носить в слове явление и истину. Сие то явление просвещает и вразумляет младенцев.

131. Уста моя отверзох, и привлекох дух; яко заповедей Твоих желах. Уста, говорит, души моей, то есть, по Феодориту, разум мой я закрыл для злых помыслов и открыл для добрых мыслей; почему и привлек к себе дух разумения и дар премудрости. А глаголы: я сильно желал, прилежно исследовал и сильно надеялся и подобные им употребляемые Давидом, которые (на греч. языке) сложны с предлогами, выражают напряженность и чрезвычайность, то есть, я желал заповедей Твоих чрезмерно, испытывал заповеди Твои много, уповал на заповеди Твои сильно. *)

*) Слова Григория Богослова: Итак, должно держаться духовного порядка, во-первых, любомудрием в действиях очистить себя, потом открыть уста разума и привлечь дух, затем отрыгнуть слово благое и изрекать премудрость совершенную для совершенных. Святого Нила: Когда мы на подобие малой ласточки раскроем уста разума, то благодать Господня пришедши подает пищу, как некоему разинувшему рот птенцу. По словам Григория Нисского и Василия, устами души может быть сила разума ее, который, посредством мышления произносит разумное слово. Итак, пророк, чтобы не возвещать от одного своего разумения, но слова, подаваемые ему от Бога, для слова Божия отверзает уста, чтобы чрез отверстие уст принять слово. А сказать ли: принять слова, или привлечь дух,—в том нет различия, потому что слова Господа суть дух и жизнь. А на то, что он чрез уста привлек от Бога Дух, он привел и доказательство, сказав: ибо заповедей Твоих я желал; так как самое желание заповедей привлекает и притягивает дух, прилетающей ко веем, желающим заповедей. Оригена: Итак, награда, подаваемая от Духа, есть изъяснение на исполнение заповедей Божиих.

132. Призри на мя и помилуй мя по суду любящих имя Твое. Всякий человек постоянно нуждается в милости Божьей; почему Давид здесь говорит: призри на меня, искушаемого и скорбящего, и помилуй меня по суду, т. е. по определению и постановлению Твоему касательно любящих Тебя, т. е. как Ты судил и постановил помиловать их и помочь им, и особенно когда они находятся в скорбях и искушениях. *)

*) Слова Феодорита: Желает получить благоволение Божие не просто, но как свойственно Богу подавать милость любящим Его. Ибо как Ты, говорит, судил, и сделал определение призреть и удостоить великого внимания любящих имя Твое, которое выше боящихся; так удостой и меня такового же внимания, и такой же милости с тем же постановлением и одинаковым судом. Ибо как, по словам Тимофея, из числа милуемых Богом одни получают милость чрез покаяние, вновь отступая от грехов и исповедуясь в них, а другие, как успевавшие и стремящиеся к самому концу добродетели; то посему он просит милости, не по суду кающихся, но по добродетели успевших; почему и смело является пред Господом, ибо говорит: призри на меня.