Евфимий Зигабен

*) Зигабен читал: «чрез (в) потоки вод впали (истощили) очи мои». В слове ????????? он читал ??? как отдельный предлог.

**) Феодорита: И это апостольский закон стану, говорит, оплакивать многих, прежде грешивших и не покаявшихся, и (так и Апостол) кто немощен, с которым бы я не чувствовал немощи? И еще: когда один член страждет, то страдают с ним все члены. Итак, пророк, оплакивая беззакония других, производит дела, принадлежащие совершенству евангельскому. Его глаза источали струи вод; ибо потоками вод называет изобилие слез, говоря как бы так: рекою проливал я слезы, видя беззакония людей. Заметь, что у других написано в первом лице: я не сохранил, т. е. согрешив против закона Твоего; почему плачу и рыдаю. Быть может также в словах: ????????? ?????? (потоки вод) предлог: ??? должен быть не в сложности, но в сочинении, чтобы вышла мысль такая: по причини потоков вод, т. е. слез, впали и иссохли глаза мои.

137. Проведет ecu, Господи, и правы суды Твои. По словам Евсевия, сии слова: праведен Ты, Господи, и правы суды Твои прилично и полезно всегда иметь В уме и произносить при каждом (несчастном) случае и верить оным и исповедовать оные пред другими; имея их в уме, мы не смутимся при виде чего-либо, бывающего по допущению Божию, веря, что все допускаемое Богом, бывает по праведному суду Его.

138. Заповедал ecu правду— свидения Твоя, и истину зело. Ты, говорит, Господи, повелел людям хранить Твои заповеди, потому что они суть действительная правда и истина. Или говорит, что Ты, Господи, дал в повелениях Твоих свидетельства весьма праведные и истинные; потому что закон воздает каждому должное, и добродетельному и грешнику; почему Он истинен в обещаниях своих. *)

*) Феодорита: Праведно, Владыко, Ты распоряжаешь всем, когда и о людях печешься, и желая сделать их делателями правды, Ты и закон дал им, и преступникам его свидетельствуешь, какое понесут они наказание, и хранителям его обещаешь воздать блага, и утверждаешь обещания свои самым делом; ибо это значат слова: истину сильно. Дидима: Посему правы суды Твои; поелику, будучи праведен, Ты судишь всем, принявшим суды Твои по самым правым уставам правды. Сии слова: праведен Ты, Господи, и правы суды Твои, по преданию истории произносил царь Маврикий, при избиении как жены его, так и каждого из детей его (пред его глазами неприятелем).

139. Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыта словеса Твоя врази мои. Когда, говорит, Тебя презирают, Господи, я истаеваю и разрушаюсь от ревности, овладевающей мною по причине презрения к Тебе. Или говорит, что праведный гнев Твой по причине пренебрежения заповедей Твоих иссушает и истребляет меня; потому что беззаконные люди забыли заповеди Твои и не упражняются в них, которые потому только и сделались врагами моими. *)

*) Феодорита: Пророк и оплакивает живущих в беззакониях и, видя Законодателя в презрении, справедливо негодует. Такая ревность сделала известным и Финееса, она сделала приснопамятным и великого Илию, который говорил: ревную я, ревную по Господе Вседержителе. От нее сгорал и божественный Стефан, при обличении иудейского неверия. Будучи исполнен ею и богодухновенный Павел произносит к Коринфянам сии трогательные слова: ибо я ревную по вас ревностью Божиею,—и еще: кто соблазняется, за которого бы я не воспламенялся?

140. Разжжено слово Твое зело, и раб Твой возлюби е. Закон, говорит, Твой, Господи, весьма чист и непорочен, как чисто раскаленное и расплавленное в горниле золото. И в 11-м псалме сказано: слова Господа—слова чистые, сребро разжженное. Далее, возлюбил, говорит, закон Твой только тот, кто раб, или угодник Твой, и кто покланяется Тебе со страхом. *)