THE GOSPEL STORY OF GOD THE SON, WHO BECAME INCARNATE FOR OUR SALVATION, SET FORTH IN SEQUENTIAL ORDER IN THE WORDS OF THE HOLY EVANGELISTS

5. Пересмотр второго отделения Евангельских сказаний и определение течения событий для второй части Евангельской истории

Второе отделение оглавления содержания Евангелий у вас пред глазами. Тут идут сказания о событиях, составляющих средину Евангельской истории. Не буду повторять того, что сказано о сем в общем указании главных отделов или частей сей истории, и начинаю прямо определять течение событий, долженствующих составлять содержание ее.

Первое пребывание Господа в Капернауме, по вселении в нем

В сем пребывании евангелист Матфей и евангелист Марк первое место дают призванию Господом известных четырех рыбарей для последования за Ним. После сего евангелист Матфей идет в сказаниях своим путем; к евангелисту же Марку присоединяется евангелист Лука, — после сказания о посещении Господом Назарета, которому дается другое место, — и оба они совершенно согласно ставят подряд следующие события: учение в синагоге Капернаумской с исцелением в ней же бесноватого; исцеление тещи Симона в его доме; вечером исцеление многих; удаление в пусто место и утром исшествие на проповедь по Галилее.

Из сих событий останавливает на себе внимание только призвание рыбарей. Призываемые здесь к последованию за Господом уже были призваны Им и сопутствовали Ему на первую Пасху и обратно. Но, возвратясь в Капернаум, они, имея свободное время, взялись за обычное свое занятие — ловлю рыб. Господь теперь отзывает их от сего занятия, в намерении скоро предпринять шествование по Галилее с проповедию. — Это событие евангелист Матфей и евангелист Марк ставят первым по вселении Господа в Капернаум. И у евангелиста Луки тоже описываются ловля рыб и напоминание о назначении рыбарей к ловлению людей. Но, хотя рыбари и у него те же, однако ж ловля рыб и обращение речи к рыбарям обставляются у него такими чертами, которые делают невозможным составление одного сказания, — из его сказания и сказаний евангелистов Матфея и Марка, как это очевидно для всякого, кто прочтет их одно за другим. Посему ловление рыб евангелиста Луки и сопровождавшее его слово к рыбарям должно почитать другим событием, отличным от подобного ему настоящего события по евангелистам Матфею и Марку, — и дать ему другое место. Какое, о сем речь несколько ниже.

Заметим еще, что сказание об исцелении тещи Симона и вечером многих других евангелиста Матфея привлекается сюда же, как совершенно сходное со сказаниями евангелистов Марка и Луки, в одно сказание.

Первое хождение Господа по Галилее

Чудом изгнания беса в синагоге надежды народа были возбуждены. Почему, как только прошел законный предел покоя субботнего, все потекли к Нему со своими недужными, и Он исцелил многих. Утром Он удалился в пустынное некое место молиться. Ученики и народ, нашедши Его, звали в город, но Господь, сказав им, что надобно и другим городам благовествовать, пошел с учениками по Галилее.

К сему хождению относим посещение Господом Назарета и исцеление прокаженного. Конечно, было и другое немалое; но столько предано.

Господь прежде миновал Назарет для того, можно положить, чтобы, совершив на стороне дивные чудеса, вестию о них расположить Назаретян к вере в Него. Теперь весть о впечатлительных знамениях, бывших в Капернауме, конечно, дошла уже до Назарета, и Господь спешит туда прежде других, чтобы и соотечественников своих обрадовать тем же. Но Назаретяне не уразумели образа действий Господа и не как следует приняли Его. За то и не удостоены того, что было в Капернауме.

Почему здесь дается место посещению Господом Назарета, об этом сказано выше. Прибавим к сему еще одно замечание. Евангелисты Матфей и Марк помещают посещение Господом Назарета гораздо после, почти пред третьею Пасхою. Не следует ли и настоящего сказания евангелиста Луки отнести туда же? Нет. Хотя сказания эти много сходны, однако ж есть в них и такие обстоятельства, которые составление одного сказания из всех них делают крайне затруднительным. Здесь Назаретяне очевидно не мирны ко Господу, там этого не видно; здесь делают покушение на жизнь Господа, там хоть немногие веруют в Него, и Он сделал несколько исцелений чрез возложение рук Своих. Почему посещения Господом Назарета это и то нельзя считать за одно и то же. Почитая же их разными, в разное время бывшими, помещаем сказания о них каждое в своем месте: это здесь, а те там.

Исцеление прокаженного описывает и евангелист Матфей. Но сказания то и это, сходные во многом, разнятся и по месту действия, и по тому, чем сии исцеления сопровождались: там оно совершается на пути с горы Блаженств, здесь в некоем городе; там оно мирно кончается, здесь сопровождается сильным движением народа. Почему исцеление прокаженного по Евангелисту Матфею считаем отличным от настоящего подобного исцеления по евангелистам Марку и Луке, — и каждому даем свое место. Это помещаем здесь, а то поместим там, после Нагорной проповеди. Настоящее исцеление у евангелиста Марка стоит тотчас за сказанием об исшествии Господа в Галилею на проповедь; а у евангелиста Луки между сим исшествием и исцелением прокаженного помещается сказание о чудной ловитве рыб, — то, которое выше признано отличным от подобного же события по евангелистам Матфею и Марку и которому следует дать свое место. Спрашивается, тут ли его оставить, или перенесть на другое место? Тут ему стоять нельзя. Впереди стоит исшествие Господа из Капернаума, позади исцеление прокаженного в некоем граде, — тоже вне Капернаума. Будет выходить, что и чудная ловитва рыб была вне же Капернаума. А сему вне его быть нельзя. Ловцы для ловитвы должны быть у себя дома, то есть в Капернауме, что могло иметь место только по возвращении Господа с первого хождения Его по Галилее. О возвращении же сем евангелист Марк возвещает, что оно было чрез несколько дней по исцелении прокаженного. После сего исцеления и место новой ловитве рыб — чудной.

Итак, имеем: в первом хождении своем по Галилее Господь посетил Назарет, исцелил в некоем граде прокаженного и чрез несколько после того дней опять возвратился в Капернаум для второго в нем пребывания, где первым Его делом была проповедь с моря и чудная ловитва рыб.

Второе пребывание Господа в Капернауме