Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

Неудивительно, что Божественная сила для обличения немощи антихриста и легкомыслия обольщенных претворит чрез пророков Еноха и Илию море как бы в кровь убитого и погубит в нем все живое, как некогда Бог сделал это чрез Моисея в Египте (Исх. 7,19) для обличения упорства фараона и обнаружения Своего могущества, чтобы верные утвердились, а неверные устрашились, видя тварь, восставшую на них за почитание отступника. Правдоподобно и другое предположение, что этим указывается на поражения в войнах при его пришествии, когда Гог и Магог будут воевать друг с другом во всей вселенной и непокорившиеся ему цари будут истреблены со всем войском, а по местам будут убийства; тогда море от морских битв и убиваемых в них осквернится кровию, а также и реки обагрятся ею.

Статья сорок восьмая

О том, что от третьей язвы реки превращаются в кровь

Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил. За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.

Видно также и отсюда, что над стихиями поставлены, как сказано выше, ангелы, из которых управляющий водами восхваляет Бога за то, что Он низвел на грешников достойное наказание и дал кровь вместо питья обагрившим свои руки кровию святых. Этим же указывается и на то, что многие из верных, удостоенные в то время пророческого дара, будут убиты слугами диавола, или на то, что сообщниками последних становятся отвергающие проповедь божественных пророков и оправдывающие убиение их жестокосердными иудеями, как сказал о них и Господь, что, строя гробницы пророкам, они соизволяют их убийству (Лк. 11, 47–48).

И услышал я другого от жертвенника, говорящего: ей. Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Жертвенникам иногда означается Христос, ибо в Нем и чрез Него приносятся Отцу службы словесные и жертвы живые, приносить которые мы научены апостолом (Рим. 12,1; Евр. 13,15), а иногда ангельские силы, возносящие наши молитвы и службы духовные, так как они посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1,14). Итак, говорит он, из этого жертвенника служебного слышался голос восхваляющего справедливый Суд Божий, превысший всякого ума и слова. Из Евангелия мы знаем, что умные силы радуются и веселятся о спасении обращающихся чрез покаяние, скорбят при совращении их с пути истинного и благодарят Бога за наказание нарушителей заповедей Его, чтобы они чрез то получили хотя отчасти прощение грехов. Принесем же и мы своим обращением радость и веселие им, размышляя, что сопутствующий нам ангел Божий поучает и руководит нас в наших действиях некоторым неизреченным словом, как бы умом своим беседуя с умом нашим, радуется о внимающих его советам и скорбит о преступающих их, как мы знаем это из душеполезных рассказов. Когда однажды некий муж, объятый множеством грехов, входил в церковь, опечаленный и огорченный ангел шел за ним издалека; он обещал обратиться, оставить прежнюю жизнь и исправиться пред Подателем милости — и при выходе из церкви ангел его шел впереди, а прежде радостный, но теперь посрамленный лукавый демон следовал далеко позади. Пусть жизнь наша будет в Боге для посрамления бесов и веселия ангелов, чтобы, торжествуя с ними гласом рисования и славословия (Пс. 41,5), возблагодарить нам за победу над лукавыми духами Христа, Бога нашего, Которому подобает со Отцем и Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ОТДЕЛ XVII

Статья сорок девятая

О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем

Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вра–зумились, чтобы воздать Ему славу.

Может быть, люди будут опаляемы и зноем чувственного солнца, когда Человеколюбец Бог обуздает Ему непокоряющихся уздою и удилами (Пс. 31,9), чтобы обратить их к покаянию, хотя достигшие глубины зла и будут направляться своею злою волею и разумом не к обращению, а к хулению. Но, может быть, солнцем обозначается и течение дня, во время которого заслужившие наказание будут палимы зноем искушений, чтобы возненавидели они чрез скорби виновника их — грех. Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой против Бога, как и ныне некоторые, угнетенные притеснениями от варваров, обвиняют Божественную благодать, что она попустила в такие бедствия род наш.

Статья пятидесятая

О том, что пятою язвою омрачится звериное царство