Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова

ОТДЕЛ XVII

Статья сорок девятая

О том, что от четвертой язвы люди опаляются зноем

Четвертый ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вра–зумились, чтобы воздать Ему славу.

Может быть, люди будут опаляемы и зноем чувственного солнца, когда Человеколюбец Бог обуздает Ему непокоряющихся уздою и удилами (Пс. 31,9), чтобы обратить их к покаянию, хотя достигшие глубины зла и будут направляться своею злою волею и разумом не к обращению, а к хулению. Но, может быть, солнцем обозначается и течение дня, во время которого заслужившие наказание будут палимы зноем искушений, чтобы возненавидели они чрез скорби виновника их — грех. Однако, безумные, не сознаваясь в своем грехопадении, будут изощрять язык свой против Бога, как и ныне некоторые, угнетенные притеснениями от варваров, обвиняют Божественную благодать, что она попустила в такие бедствия род наш.

Статья пятидесятая

О том, что пятою язвою омрачится звериное царство

Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих.

Фиал прольется на престол зверя, и это указывает, что гнев Божий обрушится на царство антихриста, как не просвещенное солнцем правды. Кусачие языка указывает на силу болезни, которою будут поражены обольщенные им, которых Бог поразит язвами, чтобы они, убедившись во лжи принимаемого ими за бога, отвратились от обольщения. Но они обратятся не к покаянию, а к хулению. И если это будет, то они будут вместе с последующими поражены градом величиною с талант. И злые бесы, пользующиеся как орудиями человеческими телами и поражаемые святыми, не перестают хулить наказывающих их.

И если Он по молитве Моисея щадил и освобождал от наказания фараона, хотя и знал, что тот смягчится только на время казней, а после снова ожесточится, то тем более Он освободил бы этих, если бы видел, что огнем они очистятся, как золото, которое всегда приводят в пример в этом случае. Но нечистота пристает к золоту, как к веществу бездушному; к существам же разумным она приходит по желанию, или, лучше, в них самих и зарождается. Поэтому те, которые в благости, предведении и силе Божией видят препятствие для вечности мучений, пусть вспомнят и о правосудии Божием, определяющем каждому по его заслугам, и пусть не думают о каком–либо изменении определения Божия. Если же не хотят этого, то, чтобы не противоречить себе, пусть обвиняют и земных царей. Ибо те знают ведь, что не все участвующие, например, в бою, или борьбе, или в конских бегах будут победителями, но будет увенчано только по одному за каждый вид состязания, и тем не менее на ристалище допускаются все. И что ристалище для состязающихся, то и поступление в мир для людей, потому что родиться или нет зависит не от нашей власти, а подвиги и победа над демонами, чтобы достигнуть вечного блаженства, — от нас. Поэтому–то побежденные грешники будут бесполезно раскаиваться и плакать: по словам псалма, во аде кто исповедается? (Пс. 6,6), ибо осужденным не помогает, как теперь, сила Святого Духа. И рассекутся они, говорит Господь, полма (пополам. — Ред.), отделившись от отвергнутого ими Животворящего Духа. Мы думаем, что это же указывается и следующим псаломским изречением: не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (Пс. 124, 3), так как их жизнь не может быть смешиваема не только по различию образа и характера, но и по твердости и постоянству, чтобы примесь худшего не раздражала их воли ко греху и не умалила радости слабостию тела и страхом наказания, но чтобы они были непоколебимо верны Богу. И чтобы поговорить об обещанном, мы переходим по порядку дальше.

Статья пятьдесят первая

О том, что шестым фиалом открывается путь чрез Евфрат царям от восхода солнечного

Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат, и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

По попущению Божию река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход царям языческим для истребления друг друга и людей, которые, как мы думаем, поднимутся из скифских пределов — места Гога и Магога, как об этом Откровение говорит дальше. Но, может быть, и антихрист, происходящий из евреев, из восточной части земли персидской, где колено Даново, с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдет Евфрат и наведет на людей смерть души и тела: на одних — за их терпение и веру, на других же—за слабость и недостаток мужества.