Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова
Воздадите ей сугубо по делам ея. Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиною большего наказания своих мучителей, или же этими словами указывается на переход к другим лицам, то есть от наказываемых к наказывающим святым силам, которые из–за любви к Богу и обиды, нанесенные рабам Его, считают за собственные. Чаша называется сугубою или потому, что грешники и нарушители закона подвергнутся страшному наказанию в жизни этой и будущей, или что вместе будут мучиться душа и тело их, у которых общие деяния, или же потому, что наказания за грехи будут не только внешние, но и внутренние, в виде угрызений совести.
Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова, и не увижу горести!
И рыдания не имам видети. Ибо как благодушествующим и живущим в славе, которые забыли страх Божий, свойственно говорить: не подвижуся во век (Пс. 29,7), так же говорит о себе и этот город.
За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.
Един день указывает или на внезапность и краткость времени, когда от меча, голода и язвы на этот город сойдет плач, разрушение и сожжение огнем, или же на течение того дня, в который пострадает этот город по предсказанному. Когда враги завладевают городом, то бывает достаточно одного дня, чтобы причинить побежденным всякого рода притеснения и многоразличные виды смерти. А Бог всемогущ как для того, чтобы спасти благоугодивших Ему, так и для того, чтобы наказать нераскаянных грешников.
И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий, ибо в один час пришел суд твой!
Мы думаем, что царями земными называются начальники, как и Псалмопевец сказал об Иерусалиме: се, князи его собрашася (Пс. 2, 2). Он говорит о них, отступивших от Божественных заповедей, что они восплачут, видя или слыша об опустошении его и сожжении и ужасаясь внезапно случившемуся в столь короткое время.
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных, и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы.
Ибо излишне будет покупать и злоупотреблять этим, когда живущие в могуществе и пресыщении погибнут.
И всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец.
После этих слов нужно разуметь: никто не покупает. А мы должны рассудить и подумать, какому городу обычна торговля этими предметами и какие люди обыкновенно стараются приобретать излишнее для неумеренного наслаждения.
И коней и колесниц, и телес.
Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. Колесницы — это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку. Из родительного падежа множественного числа этого слова и вышло в сокращении греческое слово редан.
И душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя, ты уже не найдешь его.