Creation. Diary

О, Боже всемогущий! Дивлюсь я — и сладко мне дивиться — делам Твоего всемогущества и Твоей благости к роду смертных. От Измаила, сына рабы, поверженного в пустыне под елью, слабого, плачущего, почти умирающего, чего бы ожидать доброго, если бы смотреть на него нашими, человеческими глазами! Помрет он в сухой и бесплодной пустыне, подумали бы мы. Но Ты не только сохраняешь его жизнь, но, как Всемогущий и Всеблагий, обещаешь произвесть от него, от этого слабого, почти умирающего дитяти, многочисленный народ, Ты видишь этот народ в то самое время, когда еще только обещаешь его. Слава Твоему всемогуществу и благости, Отче рода человеческого! Мне, сосуду глиняному, земле и пеплу, приятно мыслить и рассуждать о моем Творце и Господе, Который бесконечно выше меня во всех отношениях.

Гл. 22, ст. 16—18. ...Мною Самем кляхся, глаголет Господь, Егоже ради сотворил ecu глагол сей (принести Исаака в жертву Богу) и не пощадел ecu сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословляя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря: и наследит семя твое грады супостатов, и благословятся о семени твоем ecu языци земнии.

Какое благоволение Божие ко Аврааму! Но и как сильно предшествовавшее искушение! Чем большее благодеяние Господне, тем большему подвергается человек искушению... Родители Богоматери.

Гл. 23. Авраам погребает Сарру.

Гл. 24. Авраам завещавает старейшему рабу своему взять жену для Исаака, сына своего, от племени своего, но никак не из земли ханаанской. А если, говорит раб, она не захочет оттуда переходить в землю ханаанскую, оставить ли там сына твоего? «Нет, — говорит Авраам. — Господь Бог небеси и Бог земли, Который взял меня из дому отца моего и из земли, в которой я родился, говорил мне с клятвою: тебе дам землю сию и семени твоему. Он пошлет к тебе Ангела Своего, и ты возмешь жену сыну моему Исааку оттуда». Раб клянется сделать по воле своего господина и в знак верности кладет руку свою под стегно Авраама. С верблюдами и богатыми подарками он отправляется в Месопотамию, в город Нахоров. Здесь остановился с своими верблюдами за городом у водяного колодца вечером, когда женщины и девицы выходили черпать воду, и сказал в себе: «Господи Боже господина моего Авраама, устрой Ты ныне дела мои и сделай милость господину моему Аврааму. Вот я стою у водяного колодца, а дочери жителей города выходят теперь черпать воду. Пусть будет знаком, что та девица, которой я скажу: наклони водонос свой, чтобы напиться мне, и которая скажет мне: пей, я напою и верблюдов твоих досыта — есть суженая Тобою рабу Твоему Исааку. Пусть по этому я узнаю, что Ты сделал милость господину моему Аврааму». Прежде чем он кончил это в уме своем, вот уже шла Ревекка, дочь Вафуила [который был сын Мелхи, жены Нахора (а Нахор был брат Авраама)] [27] с водоносом на плечах. Девица была очень красива собою: она была дева в собственном смысле; мужчина не знал ее. Спустившись к колодцу, она налила водонос свой и опять поднялась. Раб Авраама пошел к ней навстречу и сказал: «Напой меня водою из своего водоноса». — «Напейся, господин», — сказала она и поспешно сняла водонос (под мышки), напоила его и сказала: «Я налью и верблюдам твоим: пусть они все напьются». И с поспешностию вылила водонос в пойло, и опять пошла к колодцу за водою и налила воды всем верблюдам. Человек слагал это в уме своем и молчал, чтобы увериться, устроил ли Бог дела его или нет. Когда верблюды перестали пить, он взял золотые серьги весом по драхме и два браслета (запястье) на руки ее (они весили десять златниц) и спросил ее: «Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли у отца твоего место для нас?» Она сказала: «Я дочь Вафуилова». Раб сказал ей: «Плевы и сена у нас много». Благословясь, поклонился Господу, сказав: «Благословен Господь Бог господина моего Авраама, не оставивший господина моего правдою и истиною Своею; да и меня благоустроил Господь в доме брата господина моего».

И пошла девица в дом матери своей и сказала ей все. У нее был брат Лаван, и пошел он к человеку, остановившемуся у колодца. Когда он увидел у сестры своей серьги и браслеты на руках и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая прибавила помимо всего: «Так говорил мне человек этот», — пришел он к рабу Авраамову, стоявшему у верблюдов, и сказал ему: «Ступай, зайди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне города? Я приготовил комнату для тебя и твоих товарищей и место для верблюдов».

И вошел человек в дом; и расседлал Лаван верблюдов, дал им плевы и сена, воду умыть ноги ему и товарищам его и предложил им пищу. А странник сказал: «Не буду есть, пока не скажу заветных слов моих». Лаван сказал: «Говори». Пришлец продолжал: «Я раб Авраама. Господь благословил щедро господина моего, и он стал велик: Он дал ему много овец и тельцов, серебра и золота, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Сарра, жена господина моего, родила единственного сына господину моему, когда он был уже стар, и отдала ему все, что имела». Дальше пересказывает волю и завещание Авраама о женитьбе сына своего и то, как он нашел невесту для сына господина своего. Затем говорит: «Если вы хотите сделать милость и правду господину моему, то это видно, а если не хотите, так скажите, чтобы мне идти направо или налево». Лаван и Вафуил сказали: «Это дело — от Господа: не можем мы сказать тебе нет. Вот Ревекка пред тобою: возьми ее и иди; пусть она будет женою сына господина твоего, как это угодно Господу». Услышав эти слова, раб Авраамов поклонился Господу до земли. Вынесши золотые и серебряные сосуды и одежды, он дал их Ревекке; дал также дары брату ее и матери ее. И ели и пили сват Авраамов и товарищи его, а затем опочили.

На следующий день, выпросив согласие невесты, мать и братья отпустили ее с рабом Авраамовым и отдали ей ее имение. Благословивши ее, братья сказали ей: «Ты сестра наша: да произойдут от тебя тысячи тысяч народа и да будет семя твое наследовать города супостатов». Ревекка и рабыни ее сели на верблюдов и отправились со сватом.

Исаак в это время переходил пустыню, что [28] у колодца клятвенного; жил он на юге земли. К вечеру он вышел на поле (поглумитися [29]) и взглянул в даль, увидел верблюдов, приближающихся к нему. Посмотрела и Ревекка и увидела Исаака — и тотчас соскочила с верблюда. Она сказала рабу: «Кто этот человек, вот что идет по полю навстречу нам». А тот сказал: «Это господин мой». Взявши летнее платье, Ревекка оделась. Раб рассказал Исааку все, как было. Исаак вошел в дом матери своей и взял Ревекку, и она стала его женою; он полюбил ее и утешался по Сарре, матери своей. — О достолюбезная, милая патриархальность! Какая простота нравов и вместе какая чистота их! Какая детская преданность во всех случаях жизни Богу как доброму, любящему Отцу! Какая близость к Нему, доверенность, живая вера в Него, делающая Его присущим во всякое время и на всяком месте! О, если бы эти патриархальные, золотые века возвратились к нам с их простотою, с их детскими манерами!

Гл. 25, ст. 21—23. Моляшеся Исаак Господеви о Ревеккце жене своей, яко неплоды бяше: послуша же его Бог, и зачат во утробе Ревекка жена его. Играста же младенца в ней, и рече: аще тако ми хощет быти, почто ми сие? И иде вопрошати Господа. И рече ей Господь: два языка во утробе твоей суть, и двои людие от утробы твоея разлучатся: и люде людий превзыдут, и болший поработает меншему.

Какая достолюбезная история! Люди патриархального мира представляются настоящими детьми Божиими, которые жили постоянно в присутствии своего Отца Бога и ощущали Его присутствие. В затруднительных случаях жизни они обращаются с просьбою о помощи отнюдь не к человеку и не к земным средствам, а к Богу, Который, как Отец всемогущий, мог исполнить всякую просьбу их. Ревекка неплодна. Исаак помнит обетование отцу своему, что о семени его благословятся ecu языцы земныи и что именно в Исааке наречется ему семя — и просит Господа разрешить неплодство жены своей, и Бог послушал его. (И теперь Бог слушает всякого, кто просит с верою.) Ревекка слышит игру младенцев во чреве своем, пугается и идет тоже спросить Господа: почто ей сие? Господь кротко и с любовию объясняет ей, что это значит. В словах Господа видишь Творца людей и времени, Который парит выше всего временного и пространственного, Который несуществующее называет как бы существующим, в руках Коего будущие поколения людей. Как будущее дерево со всеми ветвями и листочками — в одном древесном семени, как колос с зернами — в одном зерне. — Воистину Священное Писание Ветхого Завета достойно пера вдохновенного мужа — Моисея и Самого Бога, благоволившего дать людям Писание чрез верного раба Своего в доме Своем!

Гл. 26, ст. 2—5. На земле делается голод; Исаак из земли ханаанской отправляется к Авимелеху, царю Филистимскому в Герару. Ему является Господь, запрещает идти в Египет и велит поселиться в той земле, которую Он покажет. ...Не ходи во Египет, говорит Он, вселися же в земли, в нейже ти реку, и обитай в земли той, и буду с тобою, и благословлю тя: тебе бо и семени твоему дам всю землю сию, и поставлю клятву Мою, еюже кляхся Аврааму отцу твоему: и умножу семя твое, яко звезды небесныя, и дам семени твоему всю землю сию: и благословятся о семени твоем ecu языцы земнии: понеже послуша отец твой Авраам Моего гласа и соблюде заповеди Моя и повеления Моя, и оправдания Моя и законы Моя.

После смерти отца Исаака, верного раба Божия Авраама, вечно Живой Бог заключает завет с сыном его Исааком, обещает дать ему в наследие всю землю Филистимскую, умножить семя его, как звезды небесные, и объясняет, почему Он делает ему такую милость: понеже, говорит, послу ша отец. В словах Господа видишь Владыку мира, Творца людей, Законодателя и Судию их.

Ст. 24. Господь является Исааку у кладезя клятвенного (после того как Авимелех, позавидовавший его богатству и могуществу в земле своей, выгнал его из пределов своих) и говорит ему: ..Аз есмъ Бог Авраама отца твоего, не бойся, с тобою бо есмъ: и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради отца твоего.