Creation. Diary

В беседу

Мф. гл. 18, ст. 10 и далее. Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего Небеснаго.

Почему же особенно должно остерегаться, чтобы не соблазнить кого-либо из верующих в Господа? Потому что Сам Сын Божий явился на землю во плоти именно с тем, чтобы найти и спасти погибшего. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго.

Ст. 12 и далее. Что вам мнится? Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятдесят и девять в горах и сшед ищет заблуждшия? И аще приключится обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако нестъ воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих.

Примечай здесь: Спаситель недаром употребил такое сравнение, то есть назвал Себя неопределенно некиим человеком или домохозяином, у которого есть сто овец. Под овцами Своими Он разумеет всех разумных тварей Своих — и Ангелов и человеков так же, как Он обыкновенно в Евангелии всех людей именует овцами Своими, а Себя Пастырем. Итак, смотри: у Господа имение заключается, между прочим, в ста овцах. Эти овцы — разумные и словесные — Ангелы и люди. Одна из этих овец заблудила. Кто же эта заблудшая овца? — Человек или весь род человеческий — от Адама до последнего человека, который родится в последний день мира, потому что Господь для всех воплотился, пострадал и умер. Видишь, как много овец у Господа; по причине множества Он считает их не по нашему, человеческому счету: все люди от начала мира до конца принимаются за одну овцу; мир ангельский составляют девяносто девять овец. Чтобы иметь тебе достаточное понятие о числе Ангелов на небе, служащих Господу день и ночь (по нашему), возьми число людей — от первого человека на земле до самого последнего, какой родится в последний день мира, девяносто девять раз — и ты получишь число Ангелов Господних, обитающих на небесах. Положим, что число всех людей от начала мира доныне есть септиллион — такое число, до которого люди никогда не доходят и не дойдут в своих счетах, потому что нужно было бы считать несколько лет, — Ангелов всех будет девяносто девять септиллионов. Видишь, как у Господа Бога много разумных и словесных тварей, чистых и святых, умеющих служить Своему Творцу правдою, святостию, благодарением и славословием, не так, как человек, который грешен и весь — скверна, забывает Бога каждодневно и, как тварь неразумная, не знает о долге благодарения и славословия Своему Создателю. И Господь Бог не оставил нас, заблудших, покрытых гнойными струпьями грехов и нечистых овец Своих. Так как мы обложены плотию и по причине ее грубости не могли возноситься умом и сердцем к Создателю своему, помрачили в себе свет Его, заблудились по собственному нерадению, то Он Сам облекся плотию для того, чтобы люди увидели животворный свет очей души своей, чтобы Ему Самому взыскать и спасти погибшую вдали от Него овцу Свою. Смотри: Он оставил для нас девяносто девять лучших, верных овец Своих в горах, то есть в горних пространствах неба, и пошел к нам, на землю, искать одну заблудившуюся овцу. Нашедши ее, Он взял ее на рамена Свои и с радостию принес к Отцу Своему. Видишь, как любит нас Отец Небесный и Сын Его Единородный. Можно ли отчаиваться о <?> своем спасении тем, которые сами <?> стараются о нем?..

Далее — о двух должниках.

Гл. 19, ст. 13—15. ...приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: ученицы же запретиша им. Иисус же рече им: оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное. И возложъ на них руце, отъиде.

Вот кому только легко достается Царство Небесное! Невинным детям, если они, не испортившись от душетленного дыхания мира, перейдут в будущей век чистыми и простыми.

Ст. 23. Иисус рече учеником Своим: аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное: паки же глаголю вам: удобее есть велбуду сквозе иглини уши проити, неже богату в Царствие Божие внити. Слышавше же ученицы Его, дивляхуся зело, глаголюще: кто убо может спасен быти? Воззрев же Иисус рече им: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна.

Значит, Господь и богатого легко может спасти, хотя для людей кажется и невозможным, чтобы богатый вошел в Царствие Небесное, когда вход этот для него так тесен, как для каната — иглины уши. Но канат, сказано, удобнее может пройти сквозь ушко иголки, чем богатый войдет в Царство Небесное. Да, Господи, Тебе вся возможна суть, не возможно же Тебе ничесоже. Это утешает меня. Я верую, что Твоя благость, премудрость и всемогущество найдут средства спасти меня, грешного.

Ст. 27—30. ...отвещав Петр рече Ему: се, мы оставихом вся и в след Тебе идохом: что убо будет нам? Иисус же рече им: аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома: и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит: мнози же будут перви последний, и последни первии.

Оставихом вся — то есть не рыбарские только сети и самое незначительное состояние свое, а особенно страсти, прихоти, склонности и привычки мира. Господь отвечает: в пакибытие сядете вы на двоюнадесяте престолу судяще. Замечательно слово: пакибытие, то есть вторичное бытие. Каждый человек будет иметь два бытия, две жизни: одну — временную, а другую — вечную и бесконечную. Вечная жизнь будет совершенно отлична от этой временной, планетной жизни, мы наследуем ее после смерти, служащей концом земного нашего бытия, и потому-то она называется пакибытием. Апостолы назначаются в судьи двенадцати коленам Израилевым в сообразность с их понятиями о Царстве Мессии. Какое множество подсудимых! Весь народ израильский со времени рождения его на двенадцать колен и имеющий существовать до конца мира придет на суд двенадцати рыбарей. Но не то еще ожидает верных последователей Христовых, жертвующих для Господа всем, что для них дорого в этой жизни. Они в сто раз (говорится неопределенно) больше получат, чем сколько оставили, и в добавок наследуют блаженную вечность. Та жизнь во всем будет отлична от настоящей: многие, бывшие здесь первыми, там будут последними. Здесь первенство зависит от заслуг царю и обществу, от происхождения, от блестящих природных дарований, от искательного характера, от хитрости, пронырства и других условий. Там этого не будет. Чье нравственное совершенство выше других, тот и будет выше, тот и будет первенствовать. На земле и первенство, если можно так выразиться, земное, стихийное, определенное условиями жизни на этой планете, на которой мы живем, где неправда часто поставляет престол свой и где внешние достоинства часто берут верх над внутренними.

Гл. 20, ст. 1—14. Подобно есть Царствие Небесное человеку домовиту, иже изыде зело утро наяти делатели в виноград свой, и совещав с делатели по пенязю на день, посла их в виноград свой. И изшед в третий час, виде ины стоящя на торжищи праздны, и тем рече: идите и вы в виноград мой, и еже будет правда, дам вам. Они же идоша. Паки же изшед в шестый и девятый час, сотвори такоже. Во единыйженадесятъ час изшед, обрете другия стоящя праздни и глагола им: что зде стоите весь день праздни; глаголаша ему: яко никтоже нас наят. Глагола им: идите и вы в виноград (мой), и еже будет праведно, приимите. Вечеру же бывшу, глагола господин винограда к приставнику своему: призови делатели и даждъ им мзду, начен от последних до первых. И пришедше иже во единыйнадесять час, прияше по пенязю. Пришедше же первии мняху, яко вящше приимут: и прияша и тии по пенязю: приемше же роптаху на господина, глаголюще: яко сии последний един час сотвориша, и равных нам сотворил их ecu, понесшим тяготу дне и вар. Он же отвещав рече единому их: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал ecu со мною; возми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе.

Человек домовитый есть Господь наш Иисус Христос; Он вышел нанимать делателей в виноград Свой, то есть в виноград духовный: люди имеют способность и цель изгнетать из себя вино духовное — дела добрые.