Creation. Diary

Вот Кто полновластный Раздаятель участков земли; цари по Его воле получают такой или другой участок ее, больший или меньший. В этих словах виден Творец земли и Владыка ее.

Ст. 16. И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет.

Вот Кто распространяет род человеческий, вот по Чьей воле мы рождаемся на этот прекрасный свет. В этих словах видишь Творца рода человеческого как горшечника, от воли которого зависит сделать больше или меньше сосудов.

Гл. 14 [2], ст. 19—20. И благослови (Мелхиседек) Аврама, и рече: благословен Аврам Богом Вышним, Иже созда небо и землю: и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе. И даде ему десятину Аврам от всего.

Гл. 15, ст. 1—6. Господь говорит Авраму: Не бойся, Авраме: Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело.

«А что Ты мне дашь,— говорит он, — у меня детей нет, кто будет наследником моего имения? Домочадец мой?» Господь говорит: «Не он, а тот, кто произойдет от тебя». Он вывел его вон и сказал ему: «Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть их, — и прибавил: —Так многочисленно будет семя твое». И поверил Аврам Богу, и вменилось ему это в правду.

Если мог Господь создать бесчисленное множество светлых небесных миров, то чего стоит Ему умножить, как звезды небесные, род человеческий? 13 этих словах виден Творец звездного неба и рода человеческого. — О сотворении мира и человека. [3]

Той же главы ст. 12—16. Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий иападе нанъ. И речено быстъ ко Авраму: ведый цвеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я... лет четыриста: языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо со имением многим (в землю ханаанскую): ты же отидеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей. В четвертем же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне.

Не может быть не страшно, когда Сам Творец всего хочет говорить с дебело-духовною тварию. Потому-то нападе страх на Аврама, причем последовало к нему слово Господа. В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. — Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю ханаанскую, говорит, что: «грехи аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды». Какое правосудие, чуждое всякого беспристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие!

Гл. 15, ст. 17—18. Егда быстъ солнце на западе, пламень бысть: и се, пещь дымящися, и свещы огненны, яже проидоша между растесании (между половинками юницы, козы и овна трилетних) сими. В день той завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию (землю одиннадцати народов) от реки Египетская до реки Евфрата.

Бог является во огни, так как Он — Огнь, поядающий неправды человеческие; в Завете виден полновластный Владыка царств, царей и народов.

Гл. 16. Аврам рождает сына от Агари — Исмаила.

Гл. 17, ст. 1—7. Бог является Авраму и говорит ему: Влагоугождай предо Мною и буди непорочен: и положу завет Мой между Мною и между тобою: и умножу тя зело.

Аврам падает ниц; Бог снова говорит: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества языков; тебе даю имя — Авраам — вместо Аврам, так как Я сделал тебя отцом множества языков». И возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут: и поставлю завет Мой... в завет вечен, да буду тебе Бог и семени твоему по тебе.