Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 13. Ту будет плачь и скрежет зубом. Чтобы кто-либо не подумал, что таким наказанием будет просто тьма, т. е. лишение только света, присоединил, что там будет плач и скрежет зубов, указывая на страшные и нетерпимые муки. Послушаем же и мы, осквернившие свою душу порочной жизнью после омовения Божественным Крещением, и убоимся того, что нас не только изгоняют из брачного пира, но и пошлют на строжайшее наказание. Итак, нужно заботиться об одежде внутренней, а не о внешней, потому что заботясь о внешней, мы не будем в состоянии заботиться о внутренней. Может быть, кто-либо спросит, почему Церковь не соединяется лучше с Отцом, чем с Сыном? И услышит конечно: потому что вочеловечившийся Сын жил среди нее и потому что соединенная с Сыном, она соединяется и с Отцом, так как Сын сказал: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30), и: видевый Мене, виде Отца (Ин. 14, 9).

Стих 14. Мнози бо суть звани, мало же избранных. Это же сказал в конце притчи о наемниках.

Стих 15. Тогда шедше фарисее, совет восприяша, яко да обольстят Его словом. Вот глубокое ослепление! Ничто из всего сказанного не подействовало на душу их; упоенные завистью, они обращаются к козням, и так как не могли схватить Иисуса из-за народа, как было сказано прежде, то совещаются поймать Его каким-либо вопросом.

Стих 16. И посылают к Нему ученики своя со иродианы… Об иродианах сказано в двенадцатой главе. Златоуст говорит, что здесь под иродианами разумеются солдаты Ирода, которые в то время жили там и, вместе с тем, были подосланы фарисеями, как свидетели на тот случай, если бы Он что-нибудь ответил против кесаря. А Ирод был друг кесаря. Лука (20, 20) яснее написал о посланных учениках, называя их лукавыми и притворяющимися в справедливости, по которой именно они спросили, и что их послали, чтобы уловить в каком-либо слове с тем, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Они надеялись, что Христос ответит против кесаря.

Стих 16. Глаголюще: Учителю, вемы, яко истинен еси… Обрати внимание на бесстыдную лесть, которой они пользуются, желая возбудить в Нем гордость и расположить непременно к ответу. Но если Он справедлив, то зачем вы везде говорите, что Он обольщает народ (Ин. 7, 12)?

Стих 16. И пути Божию воистинну учиши… И каким образом вы опять говорите, что Он не от Бога (Ин. 9,16)? Путем Божиим называют добродетель, по которой кто-либо идет к Богу.

Стих 16. И нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком. И это говорят, побуждая Его не стесняться кесаря и из страха пред ним не оставит без ответа вопрос. Действительно, все то, что они свидетельствовали о Нем, была правда, но высказали они это не добровольно, а чтобы осуществить замысел.

Стих 17. Рцы убо нам, что Ти Ся мнит…, разумеется о том, о чем мы намерены спросить.

Стих 17. Достойно ли есть даты кинсон кесареви, или ни… Кинсон — римское слово, — означает дань или пошлину. Достойно вместо — можно или справедливо. Некогда иудеи, соблюдая закон, наслаждались полной свободой; после же, когда преступили его, они были порабощены римлянам, которыми правил кесарь, и им платили дань. Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, — возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, — а если скажет, что нельзя, — предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать. Что же на это ответил Источник знания?

Стих 18. Разумев же Иисус лукавство их, рече… Марк (12, 15) сказал лицемерие, а Лука (20, 23) — лукавство.

Стих 18. Что Мя искушаете, лицемери… Лицемерно спрашиваете, чтобы узнать правду; копаете яму своим вопросом, чтобы сбросить Меня. Показав, что они не скрылись от Него, отвечает и на вопрос. И смотри каким образом?

Стих 19. Покажите Ми златицу кинсонную.. У Марка (12, 15) говорит: принесите Ми пенязь, да вижу, и у Луки (20, 21) подобным же образом. Пенязь, или динарий — это монета. Пожелал посмотреть на монету, чтобы по ней составить Свой удивительный ответ.

Стих 19 — 21. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; (И) глаголаша Ему: кесарев… Спросил не по незнанию, а чтобы их ответ сделать Своим.

Стих 21. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви… Так как это принадлежит кесарю, то отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но — отдавайте, как ему принадлежащее. А чтобы не сказали: "Ты подчиняешь нас человеку, а не Богу", — присоединил: