Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 17. Рцы убо нам, что Ти Ся мнит…, разумеется о том, о чем мы намерены спросить.

Стих 17. Достойно ли есть даты кинсон кесареви, или ни… Кинсон — римское слово, — означает дань или пошлину. Достойно вместо — можно или справедливо. Некогда иудеи, соблюдая закон, наслаждались полной свободой; после же, когда преступили его, они были порабощены римлянам, которыми правил кесарь, и им платили дань. Спрашивают с хитростью и коварством, чтобы в том случае, если скажет, что можно, — возбудить народ против Него, как советующего быть рабами у кесаря и подчиняющего народ Божий человеку, — а если скажет, что нельзя, — предать Его правителю, как советующего отложиться от кесаря и воевать. Что же на это ответил Источник знания?

Стих 18. Разумев же Иисус лукавство их, рече… Марк (12, 15) сказал лицемерие, а Лука (20, 23) — лукавство.

Стих 18. Что Мя искушаете, лицемери… Лицемерно спрашиваете, чтобы узнать правду; копаете яму своим вопросом, чтобы сбросить Меня. Показав, что они не скрылись от Него, отвечает и на вопрос. И смотри каким образом?

Стих 19. Покажите Ми златицу кинсонную.. У Марка (12, 15) говорит: принесите Ми пенязь, да вижу, и у Луки (20, 21) подобным же образом. Пенязь, или динарий — это монета. Пожелал посмотреть на монету, чтобы по ней составить Свой удивительный ответ.

Стих 19 — 21. Они же принесоша Ему пенязь. И глагола им: чий образ сей и написание; (И) глаголаша Ему: кесарев… Спросил не по незнанию, а чтобы их ответ сделать Своим.

Стих 21. Тогда глагола им: воздадите убо кесарева кесареви… Так как это принадлежит кесарю, то отдайте кесарю то, что ему принадлежит. Поэтому не сказал: давайте, но — отдавайте, как ему принадлежащее. А чтобы не сказали: "Ты подчиняешь нас человеку, а не Богу", — присоединил:

Стих 21. И Божия Богови. Можно и людям воздавать то, что следует, и Богу, что должно; им — дань и т. п., а Ему — почитание и соблюдение заповедей. Кесарем можно назвать дьявола, который есть князь мира сего и которому нужно воздать должное, т. е. страсти и вообще все злое.

Стих 22. И слышавше дивишася: и оставльше Его отыдоша. Удивлялись, но не уверовали, — что само по себе служит большим обвинением их.

Стих 23. В той день приступиша к Нему саддукее, иже глаголют не быти воскресению. О секте саддукеев сказано в третьей главе. Они отвергали воскресение мертвых на том основании, что о нем нет ясного упоминания в Писаниях Моисея, которые они только и признавали, не принимая других книг. Вот безумие! Лишь только принуждены были замолчать фарисеи, самые точные из иудеев, как на смену им подбегают саддукеи, люди с большими недостатками. Хотя следовало бы удержаться, но дерзость делает их смелыми, бесстыдными и решающимися на невозможное. Так как в пророческих Писаниях содержится более ясное учение о воскресении, то они полагали, будто бы оно трактует, что люди воскреснут такими, какими были прежде смерти, с теми же свойствами и страстями. Поэтому, желая опровергнуть это учение, придумав от себя предлог, они и подходят.

Стих 23 — 24. И вопросиша Его, глаголюще: Учителю, Моисей рече: аще кто умрет не имый чад, (да) поймет брат его жену его и воскресит семя брата своего. В законе Моисеевом они только находят предлог для вымысла, чтобы просьба их заслуживала большего внимания. В книге Второзакония (25, 5) Моисей повелел, чтобы на жене умершего бездетным опять женился брат его (закон об ужичестве) и чтобы первенец, которого она родит, назывался сыном умершего брата в память об нем. Вот, что говорит закон. Смотри же, как они сочиняют?

Стих 25 — 28. Беша же в нас седмь братия: и первый оженься умре, и не имый семене, остави жену свою брату своему: такожде же и вторый, и третий, даже до седмаго: последи же всех умре и жена: в воскререние убо, которого от седмих будет жена; вси бо имеша ю. Предлагают семерых, чтобы вопрос казался более затруднительным. Цель у саддукеев была следующая: ответит ли Он, что одного, или семи, сейчас же Ему возразить, что если опять будут браки, то, конечно, будет рождение и воспитание детей, приобретение имуществ, суды, войны, болезни, опять смерть и все то, что есть и в настоящей жизни, и та жизнь не будет иной сравнительно с этой. Если же она будет такой же, то зачем будет воскресение. Следовательно, воскресения не будет. Что же Христос? (Женой может быть названа человеческая природа, а семью братьями — данные ей в различные времена от Бога для воспитания и принесения плодов правды законы, живя преемственно с которыми, как с мужьями, она не имела ни от одного из них истинного плода. Первый из этих законов — это данный Адаму в раю, второй — данный опять ему вне рая вместо наказания, третий — данный Ною относительно ковчега, четвертый — данный Аврааму относительно обрезания, пятый — данный опять ему о принесении в жертву Исаака, шестой — данный Моисею, седьмой — данный через пророков. Демоны, научающи отвергать воскресение, спрашивают коварно через разные помыслы: если будет воскресение мертвых, то по какому из указанных семи законов будет жить тогда человеческая природа? По какому бы из них мы ни сказали, они возразят: значит опять будет бесплодной и пустой человеческая жизнь, подверженная прежним бедам. Но истинное и спасительное слово благочестия заставляет их молчать, научая, что после воскресения будет иная жизнь. Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она не будет после воскресения, так как тогда все они окончатся и ее возьмет другой век — восьмой, который не будет иметь конца).

Стих 29. Отвещав же Иисус рече им: прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия. Заблуждаетесь, не зная пророческих Писаний, которые учат не о таком воскресении, какое вы предполагаете. Заблуждаетесь также, не зная силы Божией, которая может воскресить мертвых без прежних свойств и страстей.

Стих 30. В воскресение бо ни женятся, ни посягают… Не женятся мужчины и женщины не отдаются в брак, т. е. не имеют брачных связей, потому что нет там и самой похоти такой. У Луки (20, 36) еще присоединил: ни умрети бо ктому могут, показывая, что брак существует по причине смерти, чтобы вместо умерших рождались другие, а где нет смерти, там нет и брака.