Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 19. Не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его. Ради этих слов привел все пророчество. Будучи долготерпеливым и незлобивым, Он не спорил против возражающих, и не вопил, когда Ему наносили обиды. Он учил не на площадях, как ищущие людской славы, но в храме, в синагогах иудейских, в пустынях, на горах и прибрежьях. Затем предсказывает также бессилие тех, которые злоумышляли против этого всемогущего Бога.

Стих 20. Трости сокрушенны не преломит… Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению.

Стих 20. И лена внемшася не угасит… Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т. е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам.

Стих 20. Дондеже изведет в победу суд. Пока не доведет до конца Своей правды (победа — это конец, а суд — правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным (Пс. 2, 9) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их.

Стих 21. И на имя Его языцы уповати имут. Будут уповать, потому что Он один только, призываемый в искушениях, избавит уповающих на Него.

Стих 22. Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и изцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати. Тогда — обозначает иногда последовательность и порядок событий, как и выражение: в то время; но иногда то и другое указывает только на время, в которое совершилось то, о чем будет сказано. Под словом κωφος (νемой) разумеем в этом месте немого, (а не глухого, как в другом месте).

Стих 23. И дивляхуся вси народи глаголюще: еда Сей есть (Христос) Сын Давидов? Они слышали, что пророки возвестили, что Христос придет из семени Давида.

Стих 24. Фарисее же слышавше реша: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем. Они были уязвлены завистью к Его славе и потому не удержались от величайшей клеветы, приписывая веельзевулу дела Божественной природы и говоря: Он изгоняет бесов не собственною силою, а силою веельзевула, как родственного Ему и друга. И в другом случае они также говорили: веельзевула имать (Мк. 3, 22).

Стих 25. Ведый же Иисус мысли их, рече им. Они говорили это в себе самих, боясь народа, но Он объявил тайну их сердца, показывая этим, что Он — Бог. Смотри, что, прежде обвиненный в том же, Он не порицал их, предоставляя им возможность узнать Его могущество как из множества чудес, так и из учения; но так как они говорили опять то же и оставались без всякого исправления, то Он порицает их и изобличает неразумие их. Делает же это с кротостью, научая и нас — обличать согрешающих кротко. Самое обличение делает на основании обычных явлений, для чего берет три всем известных и несомненных примера — силы крепкой, посредственной и слабой, утверждая, что все, будет ли оно великим, посредственным или малым, если восстанет против самого себя, погибнет.

Стих 25. Всякое царство раздельшееся на ся запустеет…, так как разделившиеся восстанут друг на друга.

Стих 25. И всяк град или дом разделивыйся на ся не станет, — не устоит по указанной причине.

Стих 26. И аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? Если сатана, князь бесовский, насильно изгоняет простого сатану (а добровольно он никогда не оставил бы своего жилища), то, конечно, преследуемый есть враг преследующего. Значит, он разделился сам с собою, так как от него отделились подчиненные ему бесы; и каким образом устоит его царство над ними? Итак, если он князь их, то он никогда не будет разделяться с ними, изгоняя их, — никогда не будет помогать человеку против беса, никогда не обнаружит любви к человеку, будучи искони человекоубийцей.

Стих 27. И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят… После первого опровержения обвинения переходит ко второму, более ясному. Так как ученики Его уже изгоняли бесов, получив от Него силу, то этим еще более Он обличает фарисеев, которые по зависти обвиняли только Его одного, ни в чем не упрекая учеников. Сынами фарисеев назвал апостолов потому, что фарисеи поддерживали установления предков между иудеями, от которых произошли апостолы, или потому, что они были моложе (фарисеев). Итак, спрашивает: чьею силою они изгоняют (бесов)? Не силою ли веельзевула тоже? Но почему вы не обвиняете их? Если же Божиею благодатью, то значит Я — Бог, так как они Моим именем изгоняют бесов.

Стих 27. Сего ради тии вам будут судии. Так как они изгоняют бесов и вы их не обвиняете, то они сами будут вашими судьями и осудят вас, но не за то, что вы совершили в своей жизни (ибо это дело одного Бога), а за эту клевету, что вы по зависти обвиняете Меня одного, оставляя их. Или: сего ради — так как они, будучи вашими сынами, узнали истину, то осудят вас — своих отцов, не желавших узнать ее.