Interpretations of the Gospel of Matthew

От сильной зависти и других пороков они окаменели для понимания: были глухи к необыкновенным речам и закрыли глаза к чудесным делам, как бы страшась, чтобы, услышав, увидев и уразумев, что должно, не обратиться ко Мне и чтобы Я не исцелил их от их прегрешений. Слова эти сказаны от лица Иисуса Христа, Который порицает их крайнее безумие.

Стих 16. Ваша же блаженна очеса, яко видят, и уши ваши, яко слышат, — блаженны, потому что право видят и слышат.

Стих 17. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша. Многие, но не все, потому что некоторые и видели, и слышали это, хотя и сверхъестественно, как Авраам и другие славнейшие. Или: мнози — вместо все, подобно тому, как говорится: и изцели многи (Мк. 1, 34), между тем как Христос тогда исцелял всех; и еще: и бесы многи изгна, между тем как изгнал всех. Желали видеть — вочеловечение Бога, чудеса Иисуса Христа и слышать — Его учение. Праведными назвал пророков, или — под праведными разумеет других святых, которые слышали то, что говорили о Христе пророки и желали видеть и слышать то, что было предсказано.

Стих 18. Вы же услышите притчу сеющаго. Вы — верующие.

Стих 19. Всякому слышащему слово Царствия и не разумевающу, приходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его. Словом Царствия называет слово Божие, или слово веры, так как и вера есть Царство, потому что верующий царствует над страстями и соцарствует Христу. Не разумеет, т. е. не опускает в глубину сердца этого слова, а только выслушивает его. Лукавым называет диавола, как мы заметили это в шестой главе, изъясняя молитву (Господню). Он похищает посеянное, потому что оно лежит на поверхности нескрытым.

Стих 19. Сие есть, еже при пути сеянное. Сеется и семя, т. е. бросается в землю, — сеется и земля, т. е. воспринимает семя. Поэтому здесь слово сеянный (ο σπαρεις) мы разумеем не о семени, а о земле; как бы так было сказано: вот этот есть земля, засеянная при пути. То же нужно сказать и об остальном.

Стих 20. А на камени сеянное, сие есть… А земля, засеянная в местах каменистых — есть тот, о котором намерен сказать.

Стих 20 — 21. Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть. Выше (ст. 6) мы сказали, что корень — это твердость. Привременен, т. е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его.

Стих 21. Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется. Слово здесь значит — слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом напасть, и вместо соблажняются сказал отпадают.

Стих 22. А сеянное в тернии, се есть. Посеянное в терниях — это тот, о ком скажем.

Стих 22. Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает. Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. Века сего, т. е. этой жизни, так как есть и другой век — будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый.

Стих 23. А сеянное на добрей земли, се есть… А посеянное на хорошем поле — это тот, кого сейчас обозначит.

Стих 23. Слышай слово и разумевая. Разумеющий, т. е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: иже слышат слово и приемлют, — а Лука (8, 15): иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат. Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу.

Стих 23.Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять. Это объяснено уже немного выше.