Interpretations of the Gospel of Matthew

Стих 20 — 21. Слышай слово и абие с радостию приемлет е: не имать же корене в себе, но привременен есть. Выше (ст. 6) мы сказали, что корень — это твердость. Привременен, т. е. легкоизменяющийся, который и в учении скоро принимает слово, и в искушении скоро оставляет его.

Стих 21. Бывши же печали или гонению словесе ради, абие соблажняется. Слово здесь значит — слово веры. Лука (8, 13) печаль и гонение обозначил одним словом напасть, и вместо соблажняются сказал отпадают.

Стих 22. А сеянное в тернии, се есть. Посеянное в терниях — это тот, о ком скажем.

Стих 22. Слышай слово, и печаль века сего и лесть богатства подавляет слово, и без плода бывает. Марк (4, 19) к лести присоединил и другие пожелания, разумея всякое вредное пожелание; а Лука (8, 14) подобным же образом с заботою соединил сласти житейские. Века сего, т. е. этой жизни, так как есть и другой век — будущая жизнь, в собственном смысле век, как вечно пребывающий и никогда не скончаемый.

Стих 23. А сеянное на добрей земли, се есть… А посеянное на хорошем поле — это тот, кого сейчас обозначит.

Стих 23. Слышай слово и разумевая. Разумеющий, т. е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк (4, 20) сказал: иже слышат слово и приемлют, — а Лука (8, 15): иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат. Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу.

Стих 23.Иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять. Это объяснено уже немного выше.

Стих 24. Ину притчу предложи им, глаголя: уподобися Царствие Небесное человеку, сеявшу доброе семя на селе своем. Царством Небесным здесь называет Самого Себя, так как, восприняв плоть, Он стал подобен человеку: в подобии, сказано, человечестем быв (Флп. 2, 7). Добрым семенем Он назвал сынов Царства, как и Сам объяснил, когда ученики спросили Его, — о чем скажем, когда дойдем до этого. Поле Его есть мир, как Его творение и стяжание.

Стих 25. Спящым же человеком, прииде враг его и всея плевелы посреде пшеницы и отыде. Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, — то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т. е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т. е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего.

Стих 26. Егда же прозябе трава и плод сотвори, тогда явишася и плевелие. Как плевелы по стеблю похожи на пшеницу, а по плодам различны и даже вредны для нее, так и еретики по внешности похожи на правоверующих, но различаются по добродетели, которая составляет плод. Добродетель же и первейший плод — это истина учения. И как плевелы до тех пор, пока не принесут плода, незаметно растут, и тогда только различаются; так точно и еретики пока не учат, не узнаются, а когда дерзают и на это, тогда разливают яд и распознаются. Поэтому и выше (7, 16) Спаситель сказал: от плод их познаете их. И иначе можно (сказать): когда Христос сеял, еретики не появлялись, а когда возросли правоверующие, тогда появились и еретики.

Стих 27. Пришедше же раби господина, реша ему: господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем; откуду убо имать плевелы. Господин (οικοδεσποτης — домовладыка) — есть Сам Христос, как Владыка мира; рабы, говорящие это, изображают более горячих по благочестивой ревности правоверующих, которые часто не без негодования удивляются, каким образом Бог допускает зарождаться этим плевелам.

Стих 28. Он же рече им: враг человек сие сотвори… Человеком назвал диавола, потому что он ничем не отличается от человека по своим страстям и сластолюбию, подобно человеку любит плоть и предан всему земному.

Стих 28. Раби же реша ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Исплевем, т. е. соберем, насильно исторгая и сжиная мечами.

Стих 29. Он же рече (им): ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними (и) пшеницу. Запретил уничтожать еретиков, чтобы вместе с ними не были уничтожены и правоверующие. Между теми и другими могли произойти войны и убийства.