См.: J. Hansen. Zauberwahn, Inquisition und Hexenprozess im Mittelalter und die Entstehungder grossen Hexen verfolgung. Munchen-Leipzig, 1900; Jean Delumeau. Op. cit, II, ch. II. О прекращении колдовских процессов см. Robert Mandrou. Magistrats et Sorcieres. Paris, 1968. См. также Natalie Zemon Daves. Society and Culture in Early Modern France. Stanford, 1975.

Eco de Santa Maria. Historia de sagradas congregaqoes… Lisboa, 1697; цит. no: Jean Delumeau, p. 112.

Я благодарю Жан-Клода Гийебо, который обратил мое внимание на обвинение в инцесте.

Презрительное наименование иностранцев во Франции. Примеч. пер.

Rene Girard. La Violence et le Sacre. Paris, 1972 (Рене Жирар. Насилие и священное. М., 2000).

См. три мифа, исследованные в: Rene Girard. Des choses cachees depuis lafondation du monde. Paris, 1978. Pp. 114–140.

Mircea Eliade. Histoire des croyances et des id es religieuses. Paris, 1978. I. P. 301.

См.: Гомер. Одиссея, 9, 399–414. Примеч. пер.

Жан Боден (1530–1596) — французский юрист, философ, автор книги «Демономания колдунов» (1580). Примеч. пер.

Шарль Бодлер. К читателю. Пер. С. Козлова. Примеч. пер.

См.: Rene Girard. La Violence et le Sacre. Pp. 125–129 [«Насилие и священное», ее. 126–128]; Des choses cachees… Pp. 32–50.

Илиада, XXII, 15. Пер. Н. Гнедича.

См.: Joshua Trachtenberg. The Devil and the Jews. Yale University, 1943. P. 98; H. Michelson. The Jew in Early English Literature. Amsterdam, 1928. Pp. 84 sqq. Об изображении евреев в христианском мире см. работы Gavin I. Langmuir. «Quest-ce que „les juifs“ signifiaient pour la societe medievale?» в: Nijuifni Grec: entretien sur le racisme. Leon Poliakov ed. Paris-La Haye, 1978. Pp. 179–190; «From Ambrose of Milan to Emicho of Leiningen: The transformation of hostility against Jews in Northern Europe» в: Gli Ebrei nell'alto Medioevo. Spoleto, 1980. Pp. 313–367.

Ж. Лафонтен. Летучая мышь и две ласки. Пер. С. Козлова. Примеч. пер.