Commentary on the Paremia from the Book of Genesis

10. И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро.

Нарече, т. е. определил, чтобы люди осушенную по­верхность земного шара называли землею, а главные и огромные вместилища водные, с которыми имеют связь меньшие, —морями. —И виде Бог, яко добро. Образование суши есть великое добро в том отношении, что чрез это приготовлено место для растений и животных, водящихся на суше. Самое распределение вод между частями материка сделано с мудрою и благою целью: если бы материк состав­лял нечто сплошное, если бы не разделялся на известные теперь участки, называемые Европой, Азией, Африкой, Америкой, Океанией, то жизнь на суше возможна была бы только на окраинах, а в средине, по причине удаления от океана, доставляющего влажность для находящихся на суше растений и животных, все было бы мертво, как, напр., и теперь в срединной Африке, слишком удаленной от моря.

11. 12. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро.

Бог повелевает земле, по осушении ее, произвести рас­тения, именно растения травянистые (былие травное), хлебные, огородные, луговые, болотные, сорные, — и рас­тения древянистые, — кустарники и прямоствольные де­ревья, растущие в лесах. Всем этим растениям Творец сообщил силу поддерживать род свой, чрез нарождение подобных им. Отдельные растения исчезают, но от них остается семя, из которого образуются новые растения того же рода и подобия.

И виде Бог, яко добро. Какое добро заключается в растениях? Они дают пищу бесчисленным тварям, матери­ал для жилищ, для их отопления, для тканей и разных производств, доставляют краску для живописцев и фабри­кантов, лекарства для больных. Они очищают и освежают воздух, выдыхая посредством листьев живительный для нас кислород и вбирая в себя углерод, излишнее накопле­ние которого в воздухе было бы вредно для нас. Кроме того, растения служат лучшим украшением для земли, словно ковер, покрывая ее поверхность, и красотою своих форм, разнообразием и правильностию в своем строении возбуж­дают в зрителе чистейшее духовное удовольствие и благо­говение к Творцу. Что касается до растений, по видимому бесполезных и вредных, как терния и волчцы и ядовитые растения, то и они сотворены не без благотворной цели. Многие яды заключают в себе врачебную силу. Растения бесполезные и вредные для человека бывают полезны для других животных. Притом умножение вредных для чело­века растений явилось как следствие его падения для его наказания и вразумления.

13. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.

Смотря по тому, что земля составляет малейшую часть в составе мироздания, трудно удостовериться, что ею одною ограничивалась в третий день творческая деятель­ность. Можно полагать, что в тот же день и прочие темные тела небесного пространства, однородные и неоднород­ные, получили более определенное, им свойственное уст­ройство.

На каком основании изложенная нами паремия назна­чена для чтения в навечерия праздников Рождества Хрис­това, Крещения и Пасхи? — Дни сих праздников и их навечерия посвящены воспоминанию важнейших событий в деле нашего искупления, без которых оно не могло бы совершиться. Ибо для искупления нашего потребно было, чтобы Сам Бог соделался человеком, облекся в наше есте­ство, чтобы просветил нас светом истины, чтобы пострадал за нас, умер и воскрес. Первое событие составляет предмет праздника Рождества Христова, второе — праздника Кре­щения, ибо крещением Спаситель наш посвящен был в должность общественного учителя и просветителя, а стра­дание, смерть и воскресение Господа Иисуса— прослав­ляются в навечерие Пасхи. Таким образом, празднуя Рож­дество Христово, Крещение, и победу над смертию, мы празднуем наше искупление. Но дело искупления сходст­вует с делом творения, потому что как чрез творение дару­ется жизнь и благоустройство твари, так чрез искупление человечество, духовно умершее грехом, лишенное жизни божественной, призвано к жизни новой, совершенно не похожей на жизнь в состоянии отпадения от Бога. Почему само слово Божие понятия о сотворении мира сближает с учением о искуплении, когда человека, возрожденного во Христе, называют новою тварью (2 Кор 5, 17. Гал 6, 15), внутреннее просвещение от Бога уподобляет происхожде­нию первоначального света от всемогущего слова Божия (2 Кор 4, 6). Теперь понятно, почему святая церковь поло­жила часть повествования о творении мира читать в празд­ники, посвященные прославлению важнейших событий в деле нашего искупления: она видит в творении образ на­шего искупления, и сближением одного с другим побуж­дает нас к вящему прославлению всемогущества, премуд­рости и благости Божией, явленных в нашем духовном оживотворении во Христе Иисусе.

В частности повествование о творении имеет особен­ное отношение к каждому из помянутых праздников.

Первым делом Всемогущего, по сотворении неба и земли в начале, было дать бытие свету, или светящему веществу. Но этот свет был еще в разреженном состоянии, и потому не мог светить с такою яркостию, какую он мог получить в четвертый день по сосредоточении его в солнце. Нет ли в этом сходства со Христом — Светом мира? Хрис­тос в качестве просветителя мира явился собственно чрез тридцать лет по рождении. Но начатки Его просветитель­ной деятельности обнаружились уже при самом рождении, подобно тому, как и вещественный свет начал производить свойственные ему действия еще за три дня до окончатель­ного сосредоточения его в солнце. Эти благословенные начатки являются в лице пришедших на поклонение ново­рожденному Христу пастырей вифлеемских и волхвов: одни — представители мира иудейского, другие — мира языческого. Над тем и другим уже занималась заря духов­ного просвещения с первых минут земной жизни Божест­венного Просветителя.

В повествовании о творении мира, о Святом Духе ска­зано: Дух Божий ношашеся верху воды. Нечто подобное представляет нам Евангельское сказание о крещении Хрис­товом. И здесь, как и там, мы видим воду; и здесь, как и там, является осеняющим ее Дух Святый, который в виде голубя нисходил на Христа, когда Сей выходил из воды. Святая Церковь могла иметь в виду эти сходные обстоя­тельства при творении мира и крещении Христовом, когда повествование о сем творении назначила для чтения в навечерие праздника Крещения. Творение мира совершилось в шесть дней, в седьмый день Творец почил от всех дел творения, в память чего установлено праздновать субботу. Из сего открывается, что первый день творения соответствует нашему первому дню седмицы, назначенному для воспоминания воскресения Христова. Чиноположители богослужения, вероятно, не чужды были желания указать на совпадение первого дня творения с днем воскресения, когда повествование о тво­рении назначили для чтения в предначинающееся праздно­вание Светлого Воскресения Христова.