Discourses on the Gospel of Mark, read on the radio "Grad Petrov"

1. Суждение Ирода, человека с нечистой совестью, который был повинен в смерти Иоанна Крестителя. Услышав об Иисусе, Ирод Антипа прежде всего подумал, что это пришел убитый им Иоанн Креститель, чтобы отомстить ему.

2. Националисты, согласно пророчеству Малахии, полагали, что в Иисусе пришел Илия. Ведь они ждали прихода национального Мессии. Считалось, что перед приходом Мессии на землю вновь придет, в качестве Его вестника и предтечи, величайший из пророков Илия. И до сегодняшнего дня иудеи оставляют во время празднования Пасхи за столом свободный стул, который называется стулом Илии, и ставят перед ним стакан вина, а в ходе службы раскрывают широко дверь, чтобы Илия мог войти и принести столь долгожданную весть о том, что Мессия пришел.

3. Были и такие иудеи, которые, согласно пророчеству Моисея, видели в Иисусе пророка. Иудеи понимали, что вот уже в течении трехсот лет не было слышно голоса пророков, и это очень их волновало. Конечно, Иисус, был не просто пророком, ибо Он принес людям не только глас Божий, но также и силу, и жизнь Божию.

3. Смерть Иоанна Крестителя.

6.17-29 — «Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе».

«Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» (Мк_6.16). Написав эти слова, Евангелист Марк счел уместным здесь же рассказать о кончине Иоанна Крестителя. Уже в начале своего Евангелия он упоминал о его аресте (Мк_1.14). Евангелист воспроизводит широко распространенный в народе рассказ.

Эта история – ужасная драма, происшедшая в крепости Махерон, построенной на отдельно стоящей скале, окруженной ущельями, и возвышавшейся над восточным берегом Мертвого моря.

Обратим внимание на действующих лиц драмы. Брачные связи семьи Ирода очень запутаны. Когда родился Иисус, царствовал Ирод Великий. Он был много раз женат. К концу своей жизни он стал безумно подозрительным и убивал одного за другим членов своей семьи, так что даже возникла пословица: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Вообще говоря, в истории редко имели место такие сложные и запутанные брачные отношения, как в семье Ирода Великого. Женившись на своей невестке, жене своего брата, сын Ирода Великого Ирод Антипа нарушил иудейский закон («Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев_18.16)) и преступил все нормы приличия и морали. Из-за этого прелюбодейного брака, за то, что Ирод Антипа сознательно соблазнил жену своего брата, Иоанн Креститель укорял его.

Несмотря на порицания Иоанна Крестителя, Ирод все же боялся и уважал его, потому как искренность и добродетель Иоанна были столь очевидны. Но не такой была Иродиада: она была непримиримо враждебна к Иоанну и твердо решила убрать его с дороги. Она воспользовалась моментом на пиру в честь дня рождения Ирода, на котором присутствовали придворные и военачальники. На пиру танцевала дочь Иродиады Саломия. Ирод был очень доволен и предложил Саломии любое вознаграждение. Вполне возможно, что он сделал это будучи прилично пьяным. Иродиада не преминула воспользоваться возможностью, которую она так долго искала и ждала, и, потворствуя ее злобе, Ирод приказал казнить Иоанна.

Марк изобразил то, что говорили о своем правителе народные массы. Согласно Иосифу Флавию, правда, Иоанн Креститель был казнен по политическим причинам, а не потому, что он обвинял Ирода Антипу и Иродиаду в прелюбодеянии.

«Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен» («Иудейские Древности», 18.5, 2).

Даже если мы точно не знаем о причинах казни Иоанна, само его убийство Иродом не вызывает сомнений. Для Марка важно отметить его кончину, так как далее, после Преображения Иисус говорит об Иоанне: «Говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем» (Мк_9.13). Да, так поступают люди с теми, кого Бог посылает в мир Своими особыми вестниками. Что им остается, – в лучшем случае, – быть погребенными учениками: «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк_6.29).