«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2–3. Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.

4. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; 5. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их]; 6. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

5–6. «Ангел Господень да прогоняет и преследует их» — указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. — «Путь их темен и скользок» — их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали ее для души моей. 8. Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель. 9. А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него. 10. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

10. «Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.

11. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

11. На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1 Цар XXIV:8–10.

12. воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

12. «Сиротством душе моей» — оставленность Давида со стороны близких ему людей.

13. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. 14. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

13–14. Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. — «Молитва моя возвращалась в недро мое» — выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь («недро») головою, или в смысле — моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.

15. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; 16. с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

15–16. Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.

17. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.