«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

8. Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; 9. сотворил Ас, Кесиль и Xима [3] и тайники юга;

8–9. Показателями божественного всемогущества служат далее распростертые, как свиток, небеса (Ис XL:22; XLIV:24; Пс CIII:2); возникающие по воле Господа морские бури (Пс СVI:25–6; Авв III:15) и, наконец, созвездия северного и южного полушария: Ас — большая Медведица, Кесиль — Орион (ср. Ам V:8), Xима («куча») — созвездие Плеяд и тайники юга — все звезды южного полушария.

10. делает великое, неисследимое и чудное без числа!

10. Все приведенные Иовом факты составляют незначительную часть не поддающихся исчислению великих дел Божиих (ср. V:9; XXVI:14).

11. Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его. 12. Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: что Ты делаешь?

11–12. То же непостижимое и неограниченное всемогущество высказывается и в отношениях Бога к людям. Он поступает с ними без их ведома (ст. 11), тем более, не спрашиваясь их согласия или несогласия (ст. 12; ср. Ис XL:9; Иер XLIX:19; L:44); поступает единственно по собственному усмотрению (ср. Пс LXXVII:38).

13. Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.

13. Не терпящая противоречий воля всемогущего Владыки попирает волю «поборников гордыни» (евр. «рагав»), всех гордых, надменных. Как видно из Пс LXXXVIII:11, Ис LIX:9 «рагав» означает морских чудовищ, отсюда чтение LXX: «ύπ αυτού εκαμφτη κήτη τά ύπ οερανών», — «слякошася (смирились) под Ним кити поднебеснии».

14. Тем более могу ли я отвечать Ему и приискивать себе слова пред Ним? 15. Xотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умолять Судию моего.

14–15. Пред лицом премудрого и непреклонного в своих определениях Бога, обращающего ни во что человеческие рассуждения, ничего не значат приводимые человеком соображения в доказательство своей правоты. Такого Бога можно не убеждать, а лишь умолять, просить, чтобы Он преложил гнев на милость. Подобный исход указывал Вилдад (VIII:5), к нему склоняется и сам Иов.

16. Если бы я воззвал, и Он ответил мне, — я не поверил бы, что голос мой услышал Тот, 17. Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, 18. не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями.

16–18. Умолять Бога можно, но нельзя рассчитывать, чтобы мольбы достигли цели. Господь в гневе поражает Иова (ст. 16), ни на минуту не дает отдохнуть ему от страданий. И если гнев неотвратим (ст. 13), то напрасны мольбы и создаваемая ими надежда на прощение.

19. Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? 20. Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным.

19–20. Нельзя и заставить Бога внять мольбам: всемогущество не поддается давлению слабого человека. Елифаз советовал Иову передать свое дело Богу (V:8). Но, во-первых, никто не в состоянии принудить всемогущего Господа войти в его обсуждение. Во-вторых, если бы суд и состоялся, то его результаты были бы неблагоприятны для Иова. Самооправдание Иова премудрый Бог превратит в обвинение. Если даже он и сумеет оправдаться, доказать свою невинность, то и тогда не отвращающий своего гнева Господь объявит его виновным; и подобному приговору всемогущего Бога Иов должен будет подчиниться.