Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

19. Ибо вы познали Бога чрез Исуса Христа и всё Его домостроительство от начала бывшее, — как Он дал Закон, в помощь естественному, простой, чистый, спасительный, святой, на котором и имя Свое положил, совершенный, не имеющий никакого недостатка, в десяти заповедях полный, непорочный, обращающий души, о котором, когда евреи забыли его, напоминает Он чрез пророка Малахию, говоря: «вспомните закон Моисея, мужа Божия, который заповедал вам повеления и оправдания». Закон этот столь свят и праведен, что некогда и Спаситель, исцелив одного прокаженного и опять девять других, сказал первому: «пойди, покажи себя первосвященнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им»; и девяти опять: «пойдите, покажитесь священникам».

Ибо Он не нарушил Закон, как думает Симон, но исполнил, ибо говорит: «ни одна йота или ни одна черта не прейдет от Закона, пока не исполнится всё»; «ибо Я, говорит Он, пришел не нарушить Закон, но исполнить». И Моисей, законодатель и вместе первосвященник, пророк и царь, и Илия, ревнитель пророков, свидетели вочеловечения и страданий Господа, присутствовали при преображении Его на горе, как друзья и домашние Христовы, а не как враги и чужие. Из этого открывается, что и Закон хорош и свят, и пророки.

20. А Закон есть десятословие, которое законоположил Бог народу израильскому громким голосом, прежде нежели сделал он тельца Аписа Египетского. Закон сей справедлив, потому что и Законом называется он, что производит суды по естеству справедливо. Его охуждают Симон и его последователи, воображая, что не будут осуждены им и избежат наказания. Закон этот благ, праведен. Он не приневоливает, ибо говорит: «если сделаешь Мне алтарь, из земли сделай его Мне». Не сказал он: «сделай», но «если сделаешь», — не наложил необходимости, но предоставил воле, как свободной.

Бог, по естеству ни в чем не имеющий нужды, не нуждается в жертвах. Но поскольку Он знал, как еще прежде боголюбезный Авель, Ной и Авраам и потомки их, не по неведению, но по возбуждению естественного закона добровольно приносили жертву Богу от благодарной мысли: то и теперь позволяет евреям приносить ее, не повелевая, но — если захотят, позволяя, и, если будут приносить от правой мысли, благоволя к жертвам их. Поэтому говорит: «если хочешь приносить жертвы Мне, не имеющему нужды, ибо Я ни в чем не нуждаюсь, потому что Моя вселенная и что наполняет её, то приноси».

Но народ забыл потом об этом, и вместо Бога назвал богом тельца и ему приписал причину изшествия своего из Египта, говоря: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!

Вот Кого отрекся народ, сказав Аарону: «сделай нам богов, которые бы шли пред нами», и сделал из расплавленного металла тельца и принес жертву идолу.

Тогда–то Бог, прогневавшись за то, что народ явился к Нему неблагодарным, связал его неразрешимыми узами, тяжким бременем и жестокою цепью, и не сказал уже: «если сделаешь», но: «сделай алтарь» и приноси жертву непрестанно. «Ты забывчив и неблагодарен, посему приноси всесожжения постоянно, чтобы вспоминать обо Мне. Поскольку ты худо воспользовался свободою, то Я впредь налагаю на тебя необходимость, и воспрещаю тебе такие–то снеди, и объявляю тебе различия животных, чистых и нечистых, хотя всякое животное совершенно хорошо, как сотворенное Мною, и предписываю тебе такие–то отделения, очищения, постоянные омовения, окропления, такие–то чистоты, различные празднества, и если в чем из этого не послушаешься, определяю наказание, как слуге непокорному, чтобы ты, теснимый и гнетомый цепью, оставил заблуждение многобожия и, забыв: «вот боги твои, Израиль», помнил: «слушай, Израиль! ЯХВЕ, Бог твой, ЯХВЕ един есть», и обратился к тому закону, вложенному Мною в естество всех людей, который внушает, что один только Бог на небе и на земле, что Его только должно любить всем сердцем и всею крепостию и всем помышлением, что кроме Него не должно бояться другого, и что имени других богов не должно ни на мысль не принимать, ни устами и языком не произносить». За жестокосердие связал Он его, чтобы он чрез приношение жертв, чрез празднества, чрез чистоты и такие–то наблюдения приходил к познанию Бога, предписавшего ему это.

21. А у вас, уверовавших во Единого Бога не по необходимости, но послушавшихся Призвавшего по здравой мысли, и очи блаженны, что видят, и уши у вас блаженны, что слышат; ибо вы разрешены от уз и освобождены от рабства. «Я уже не называю вас, говорит, рабами, но друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего», а ему, не захотевшему ни видеть, ни слышать, не потому, что нет у него членов для этого, но потому, что он чрезмерно злобен, «Я дал определения недобрые и постановления, от которых он не мог быть жив». Но недобрые — по его представлению, как и нездоровым враждебными кажутся прижигания, ножи и лекарства, а неисполнимые — по причине его преслушания, почему они и причиняют ему смерть, когда не исполняются.

22. Итак, блаженны вы, разрешенные от проклятия. Ибо пришедший Христос, Сын Божий, подтвердил и исполнил Закон, а введенное отменил, хотя и не всё, но только тягчайшее, иное утвердив, а иное упразднив. Но самовластие человеческое Он опять оставил свободным, не на временную уже смерть осуждая людей, но в другом состоянии требуя от него отчета, почему говорит: «если кто хочет идти за Мною, пусть идет»; и опять: «не хотите ли и вы отойти?» Он еще до пришествия Своего отвращался жертв народа израильского, который часто согрешал против Него и думал умилостивить Его жертвами, а не покаянием. Так, Он говорит: «зачем Мне кадило от Савы приносите, и кинамон от земли дальней? Всесожжения ваши неприятны, и жертвы ваши не услаждают Меня»; и еще: «всесожжения ваши соберите с жертвами вашими, и ешьте мясо: ибо Я не заповедал вам, когда вывел вас из земли Египетской, о всесожжениях и жертвах». И чрез Исайю Он говорит: «что Мне множество жертв ваших? — говорит ЯХВЕ. Я исполнен всесожжений овнов и тука агнцев, и крови юнцов и козлов не хочу. Не приходите являться Мне: ибо кто взыскал этого от рук ваших? Ходить по двору Моему не продолжайте больше: если принесете Мне семидал — напрасно: кадило — мерзость Мне. Новомесячий ваших и суббот ваших и дня великого не потерплю: поста, и суббот, и праздников ваших ненавидит душа Моя: стали Мне в сытость». И чрез другого говорит Он: «убери от Меня глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю». И Самуил говорит Саулу, думающему, что он принес жертву: «послушание доброе лучше жертвы, и покорство лучше тука овна; ибо вот не хочет ЯХВЕ жертвы, разве послушать Его». И чрез Давыда говорит Он: «не приму от дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов. Если буду голоден, не скажу тебе: ибо Моя вселенная и исполнение её. Разве Я ем мясо юнцов, или пью кровь козлов? Пожертвуй Богу жертву хваления, и воздай Вышнему молитвы твои». Во всех вообще писаниях Он подобным образом отвергает жертвы народа, потому что он грешил против Него; ибо «жертвы нечестивых — мерзость ЯХВЕ; ибо беззаконно приносят их»; и опять: «жертвы их — как хлеб несчастья их, все вкушающие их осквернятся».

Если же Он еще до пришествия Своего искал более чистого сердца и сокрушенного духа, нежели жертв, то тем более упразднил Он таковые, разумеем — кровавые, по пришествии Своем. А упразднил Он их потому, что сначала исполнил их; ибо Он и обрезан был, и окроплен, и жертвы и всесожжения приносил, и другие обряды исполнил, и Сам был Законодателем, полнотою Закона, не уничтожителем закона естественного, но упразднителем того, что введено в него чрез Второзаконие, хотя и не всего.

23. Да, естественный закон Он не уничтожил, но утвердил. Ибо Кто в Законе сказал: «ЯХВЕ, Бог твой, — ЯХВЕ един есть», Тот в Евангелии говорит: «да знают Тебя, единого, истинного Бога». Кто сказал: «возлюби ближнего своего как самого себя», Тот в Евангелии говорит, возобновляя то: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Кто тогда запретил человекоубийство, Тот ныне запрещает опрометчивый гнев. Кто тогда запретил прелюбодеяние, Тот ныне запрещает и незаконное пожелание. Кто тогда запретил воровство, Тот ныне блаженнейшим назвал того, кто от своих трудов снабжает нуждающихся. Кто тогда заповедал ненависть ко врагам своим, Тот ныне заповедует любовь и к ним. Кто тогда заповедал месть, Тот ныне заповедует незлобие, — не потому, будто законная месть несправедлива, но потому, что незлобие лучше.

Но и этими законами Он хотел пресечь не естественные немощи, но их неумеренность. Кто повелел почитать родителей, Тот Сам повиновался им. Кто издал закон о неделании в субботу, чтобы поучаться в Законе, Тот ныне повелел, чтобы мы, каждый день размышляя о законе творчества и промышления, благодарили Бога. Обрезание Он упразднил, исполнив его на Себе; ибо Сам был Тем, «Кому отложено было, чаянием народов». Кто узаконил клястся не во лжи и воспретил нарушать клятву, Тот объявил, чтобы не клялись вовсе. Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал: вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и разсматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его».

Посему Он не Закон снял с нас, но узы. Ибо о Законе Моисей говорит: «поучайся в слове, которое Я заповедаю тебе, сидя в доме, и вставая, и идя путем»; и Давыд говорит: «в законе ЯХВЕ воля его, и в законе Его учиться день и ночь». Ибо везде Он хочет, чтобы мы повиновались Закону, а не преступали Закон; ибо говорит: «блаженны непорочные в пути, ходящие в законе ЯХВЕ; блаженны испытывающие свидетельства его, всем сердцем ищущие его»; и опять: «блаженны мы, Израиль, ибо угодное Богу нам понятно». И Господь говорит: «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете это».

24. Впрочем, не чрез нас только хочет Господь являть закон оправдания. Ему благоугодно, чтобы Он видим был и блистал и чрез римлян. Ибо и они, уверовав в Господа Исуса, оставили многобожие и несправедливость, и добрых принимают, а дурных наказывают, иудеев же имеют данниками своими и не позволяют им пользоваться своими правами;