Апостольские постановления через Климента, епископа и гражданина Римского

21. А у вас, уверовавших во Единого Бога не по необходимости, но послушавшихся Призвавшего по здравой мысли, и очи блаженны, что видят, и уши у вас блаженны, что слышат; ибо вы разрешены от уз и освобождены от рабства. «Я уже не называю вас, говорит, рабами, но друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего», а ему, не захотевшему ни видеть, ни слышать, не потому, что нет у него членов для этого, но потому, что он чрезмерно злобен, «Я дал определения недобрые и постановления, от которых он не мог быть жив». Но недобрые — по его представлению, как и нездоровым враждебными кажутся прижигания, ножи и лекарства, а неисполнимые — по причине его преслушания, почему они и причиняют ему смерть, когда не исполняются.

22. Итак, блаженны вы, разрешенные от проклятия. Ибо пришедший Христос, Сын Божий, подтвердил и исполнил Закон, а введенное отменил, хотя и не всё, но только тягчайшее, иное утвердив, а иное упразднив. Но самовластие человеческое Он опять оставил свободным, не на временную уже смерть осуждая людей, но в другом состоянии требуя от него отчета, почему говорит: «если кто хочет идти за Мною, пусть идет»; и опять: «не хотите ли и вы отойти?» Он еще до пришествия Своего отвращался жертв народа израильского, который часто согрешал против Него и думал умилостивить Его жертвами, а не покаянием. Так, Он говорит: «зачем Мне кадило от Савы приносите, и кинамон от земли дальней? Всесожжения ваши неприятны, и жертвы ваши не услаждают Меня»; и еще: «всесожжения ваши соберите с жертвами вашими, и ешьте мясо: ибо Я не заповедал вам, когда вывел вас из земли Египетской, о всесожжениях и жертвах». И чрез Исайю Он говорит: «что Мне множество жертв ваших? — говорит ЯХВЕ. Я исполнен всесожжений овнов и тука агнцев, и крови юнцов и козлов не хочу. Не приходите являться Мне: ибо кто взыскал этого от рук ваших? Ходить по двору Моему не продолжайте больше: если принесете Мне семидал — напрасно: кадило — мерзость Мне. Новомесячий ваших и суббот ваших и дня великого не потерплю: поста, и суббот, и праздников ваших ненавидит душа Моя: стали Мне в сытость». И чрез другого говорит Он: «убери от Меня глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю». И Самуил говорит Саулу, думающему, что он принес жертву: «послушание доброе лучше жертвы, и покорство лучше тука овна; ибо вот не хочет ЯХВЕ жертвы, разве послушать Его». И чрез Давыда говорит Он: «не приму от дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов. Если буду голоден, не скажу тебе: ибо Моя вселенная и исполнение её. Разве Я ем мясо юнцов, или пью кровь козлов? Пожертвуй Богу жертву хваления, и воздай Вышнему молитвы твои». Во всех вообще писаниях Он подобным образом отвергает жертвы народа, потому что он грешил против Него; ибо «жертвы нечестивых — мерзость ЯХВЕ; ибо беззаконно приносят их»; и опять: «жертвы их — как хлеб несчастья их, все вкушающие их осквернятся».

Если же Он еще до пришествия Своего искал более чистого сердца и сокрушенного духа, нежели жертв, то тем более упразднил Он таковые, разумеем — кровавые, по пришествии Своем. А упразднил Он их потому, что сначала исполнил их; ибо Он и обрезан был, и окроплен, и жертвы и всесожжения приносил, и другие обряды исполнил, и Сам был Законодателем, полнотою Закона, не уничтожителем закона естественного, но упразднителем того, что введено в него чрез Второзаконие, хотя и не всего.

23. Да, естественный закон Он не уничтожил, но утвердил. Ибо Кто в Законе сказал: «ЯХВЕ, Бог твой, — ЯХВЕ един есть», Тот в Евангелии говорит: «да знают Тебя, единого, истинного Бога». Кто сказал: «возлюби ближнего своего как самого себя», Тот в Евангелии говорит, возобновляя то: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга». Кто тогда запретил человекоубийство, Тот ныне запрещает опрометчивый гнев. Кто тогда запретил прелюбодеяние, Тот ныне запрещает и незаконное пожелание. Кто тогда запретил воровство, Тот ныне блаженнейшим назвал того, кто от своих трудов снабжает нуждающихся. Кто тогда заповедал ненависть ко врагам своим, Тот ныне заповедует любовь и к ним. Кто тогда заповедал месть, Тот ныне заповедует незлобие, — не потому, будто законная месть несправедлива, но потому, что незлобие лучше.

Но и этими законами Он хотел пресечь не естественные немощи, но их неумеренность. Кто повелел почитать родителей, Тот Сам повиновался им. Кто издал закон о неделании в субботу, чтобы поучаться в Законе, Тот ныне повелел, чтобы мы, каждый день размышляя о законе творчества и промышления, благодарили Бога. Обрезание Он упразднил, исполнив его на Себе; ибо Сам был Тем, «Кому отложено было, чаянием народов». Кто узаконил клястся не во лжи и воспретил нарушать клятву, Тот объявил, чтобы не клялись вовсе. Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал: вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и разсматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его».

Посему Он не Закон снял с нас, но узы. Ибо о Законе Моисей говорит: «поучайся в слове, которое Я заповедаю тебе, сидя в доме, и вставая, и идя путем»; и Давыд говорит: «в законе ЯХВЕ воля его, и в законе Его учиться день и ночь». Ибо везде Он хочет, чтобы мы повиновались Закону, а не преступали Закон; ибо говорит: «блаженны непорочные в пути, ходящие в законе ЯХВЕ; блаженны испытывающие свидетельства его, всем сердцем ищущие его»; и опять: «блаженны мы, Израиль, ибо угодное Богу нам понятно». И Господь говорит: «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете это».

24. Впрочем, не чрез нас только хочет Господь являть закон оправдания. Ему благоугодно, чтобы Он видим был и блистал и чрез римлян. Ибо и они, уверовав в Господа Исуса, оставили многобожие и несправедливость, и добрых принимают, а дурных наказывают, иудеев же имеют данниками своими и не позволяют им пользоваться своими правами;

25. поскольку они добровольно привлекли на себя рабство, сказав: «нет у нас царя, кроме кесаря»; и: «если не убьем Мессию, говорит, все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют нами и местом и народом нашим». Они невольно прорекли; ибо во Христа уверовали народы, а они лишены римлянами власти и служения по закону, не имеют даже права убивать, кого бы захотели, и приносить жертвы, когда бы захотели; почему и прокляты они, как не могущие исполнять постановленного; «ибо проклят, говорит, кто не пребудет во всём написанном в книге Закона, чтобы творить это», а исполнять все предписания Закона невозможно им, разсеянным между народами, потому что божественный Моисей запрещает им как алтарь ставить вне Иеросалима, так и Закон читать вне пределов Иудеи.

Итак, мы, последующие Христу, наследуем благословения; присоединимся к Закону и пророкам чрез Евангелие; будем бегать как многобожников, так и христоубийц и пророкоубийц, равно как и безславных и безбожных еретиков; повиноваться Христу, как царю, как имеющему власть переменять различные постановления, и как законодателю, имеющему премудрость постановлять различно, сохраняя естественное неизменным повсюду.

26. Итак, удерживайтесь, епископы и народ, от всех еретиков, охуждающих Закон и пророков. Ибо они, враждуя против Бога Вседержителя, не веруют, и не исповедуют, что Христос есть Сын Божий; ибо рождение Его по плоти отвергают, креста Его стыдятся, страдание и смерть Его безславят, воскресения Его не признают, Его рождение предвечное отметают. Некоторые же из них иначе нечествуют, воображая, что Господь есть простой человек, думая, что он состоит только из души и тела. Иные же из них, опять, охуждают некоторые снеди, — брак и чадородие называют злом и выдумкой диавола, и, по лукавству своему, не хотят, потому что нечестивы, воскреснуть из мертвых, почему и воскресения не признают, говоря: «мы чистые и святые, есть и пить мы не хотим», и воображая, что воскреснут из мертвых подобными безплотным духам. Все они осуждены будут на веки на вечный огонь. Бегайте от них, чтобы не погибнуть вам вместе с нечестиями их.

27. Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему–либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими; ибо Соломон говорит о праведных, чтобы каждый уготовил себя так, чтобы Он, когда спят они, хранил их, а когда встают, говорил с ними.

В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность.

Дух Святой всегда пребывает в тех, которые стяжали Его, доколе они будут достойны сего; а от кого Он отступит, те остаются не имеющими Его и преданными духу лукавому. Да, одни из людей исполнены Духа Святого, а другие духа нечистого, и не может быть, чтобы они избежали того или другого, если не подвергнутся чему противному; потому что Утешитель ненавидит всякую ложь, а диавол — всякую истину. А всякий, погруженный истинно, удален от диавольского духа и находится в Духе Святом, и в том, кто делает добро, пребывает Дух Святой, исполняя его мудростью и разумом, и не позволяет лукавому духу приблизиться к нему, наблюдая его входы.

Итак, если ты, жена, во дни очищения месячного не имеешь в себе, как говоришь, Духа Святого, то ты должна быть исполнена духа нечистого. Ибо когда ты не молишься и не читаешь книг, то невольно призываешь его к себе; потому что он любит неблагодарных, порочных, нерадивых, сонливых, так как и сам, по неблагодарности заболев зломыслием, лишен Богом достоинства, решившись вместо архангела быть диаволом.