Творения

9) А как ныне сии арионеистовые, христоборцы и еретики сего не уразумели, то и вооружаются языком своим против Спасителя, поносят Освободителя и вымышляют совершенно ни с чем несообразное против Искупителя. Именно, по поводу Его уничижены, ради людей бывшего, они отвергают Его Божество по существу; видя Его происхождение от Девы, они сомневаются, что Он — истинно Сын Божий; видя, что Он во времени стал человеком, они отвергают вечность Его; размышляя о том, что Он претерпел ради нас, они не веруют, что Он непреложный Сын непреложного Отца; и вообще, поелику Он страдал ради нас, они отвергают то, что присуще Его действительному вечному бытию. А как они привлекают возмездие за их неблагодарность, презирая Спасителя и вместо того, чтобы быть благодарными за милосердие, они тем более поносят Его, то вполне справедливо было бы сказать каждому из них: о неблагодарный. христоборец, свыше меры безбожный, убийца своего Владыки, слепой очами душевными и иудей по своему образу мыслей! когда бы ты понимал Писание и внимал святым, из которых одни говорят: просвети лице Твое и спасемся (Пс. 79, 4), а другие: посли свет Твой и истину Твою (4е, 3); то ты познал бы, что Господь нисшел не ради Себя, а ради нас, и тем более подивился бы Его человеколюбию; если бы ты размыслил, что есть Отец и что Сын, то ты ни в каком случай не сказал бы в поношение Ему, что Сын произошел из преложимости; и если бы ты уразумел дело Его человеколюбия, совершенное для нашего блага, то ты не отчуждал бы Сына от Отца и Того, Кто нас примирил со Своим Отцом, не почитал бы (Ему) чуждым.

10) Я хорошо знаю, что это смущает не только христоборцев, но также и отступников; ибо на будущее время, считая себя братьями, они соединились друг с другом и, поелику они навыкли раздирать нешвенную ризу Господа, то и не считают неподобающим отделять от Отца неразлучного (от Него) Сына. Я знаю, что они, когда cиe сказано, вкупе с диаволом, подстрекающим их, будут скрежетать на нас зубами, приведенные в замешательство по причине возглашения истинной похвалы нашему Искупителю. Но Господь, посрамляющий диавола во всякое время, делает это и теперь, говоря: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин. 14, 11). Он есть Господь, видимый во Отце, и в Нем также видим Отец; Он, будучи истинным Сыном Отца, напоследок стал ради нас человеком, чтобы предать Себя за нас в жертву Отцу и искупить нас чрез Свою жертву и приношение (Еф. 5, 2). Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвел из ада. Он Тот, Который от века приносим был в жертву, как агнец, и в агнце прообразовательно был представляем, а наконец принес Себя в жертву за нас; ибо Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1 Кор. 5, 7). Он Тот, Который нас освободил из сетей ловчих, — я разумею христоборцев и отступников, — и снова спас нас для Своей Церкви.

11) Хотя мы некогда оказались неверными, Он спас нас теперь чрез Самого Себя. Итак, братия мои, что можем мы воздать за cиe, как не восхвалить и не возблагодарить Бога, всемогущего Царя, и провозгласить то, что написано в Книге хвалений, говоря так: Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их (Пс. 123, 6). Будем праздновать (день Пасхи), как тот путь, который Он снова даровал нам для спасения, дабы мы могли совершить и празднество на небесах с Ангелами. Ибо таким же образом в древности иудейский народ совершил празднество, когда был изведен от скорби к успокоению, воспев торжественный победный гимн. Точно также и народ во времена Есфири, будучи избавлен от угрожавшей ему смертной опасности, совершил праздник Господу, взирая на Него именно как на основание празднества, воздавая Ему благодарение и прославляя Его во исповедании; поелику Он извел народ из того состояния (смерти) в это (жизни). Посему будем и мы, воздавая Господу наши обеты и исповедуя грехи наши, праздновать Пасху Господу чистотою жизни, благонравием и добрыми делами, прославляя Господа нашего, Который только на малое время наказует, но не оставить совсем и не покинет, и не отвратится от нас в совершенном безмолвии. Когда теперь Он извел нас из общеизвестного своею ложью христоборного Египта, то чрез многие испытания и бедствия, как бы чрез пустыню, привел к Своей святой Церкви, дабы мы теперь снова могли, по обыкновению, писать вам и получать от вас послания. Посему тем усерднее молю я вас, дабы, когда со благодарением славлю Бога я, и вы могли со мною и за меня исповедывать Его, благодаря; поелику таково обыкновение Апостольское, которое христоборцы и еретики отвергают и хотят обратить в ничто; но сего не допускает Господь; скореe Он возобновляет и поддерживает его, — Он, Который Апостолами представляется как образец, дабы все мы могли совокупно праздновать Пасху и вместе совершать празднество в одно время, по преданию и завещанию Отцев.

12) Итак мы начинаем Четыредесятницу в девятнадцатый день месяца Мехира [147], а святой Пост Пасхи в двадцать четвертый день месяца Фаменофа [148]; разрешаем Пост в двадцать девятый (день) того же месяца Фаменофа [149], поздно вечером в субботу; затем празднуем день воскресения, который воссиявает для нас в тридцатый день того же Фаменофа [150], и празднуем, начиная отсюда, все семь недель Пятидесятницы по порядку. Предварительно предавшись размышлениям о сем, как подобает, мы получим возможность сделаться и участниками вечных благ во Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого Отцу да будет честь и держава во веки веков, аминь!

Приветствуйте друг друга лобзанием святым, воспоминая о нас в ваших святых молитвах. Приветствуют вас все братья, которые при мне, храня память о вас во всякое время. Дабы вы были здравы в Господе нашем, о сем молюсь я, возлюбленные и превожделенные братия! Конец десятого праздничного послания св. Афанасия.

Одиннадцатое праздничное послание святого Афанасия

Во второе консульство Констанция Августа и в первое Констанса, во дни Филагрия епарха, Каппадокийца, во второй год (правления) его; в двадцатый (год) индиктиона; когда воскресенье (Пасхи) было в семнадцатый день майских календ [151], то есть в двадцатый день Фармуфа; эры же Диоклитиана в пятьдесят пятый год [152].

1) Блаженный Павел, поелику был преисполнен всяческой добродетели, то, как верный, призван был (Самим) Господом (Гал. 1, 15); ибо он не знал за собою ничего (дурного — 1 Кор. 4, 4); но более стремился к тому, что было добродетельно и похвально или что относилось к любви и благочестию; и таким образом был он восхищен даже до небесных обителей и перенесен в рай, дабы он, как превзошедший житие человеческое, был и превознесен выше человеков. А когда он сошел, то всем возвестил, что мы от части разумеваем, и от части пророчествуем … ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых (1 Кор. 13, 9, 12). По справедливости, был он признан святыми, которые на небесах, как согражданин их; в отношении будущего и совершенного то, что мы от него теперь узнали, было лишь от части: а в отношении того, до чего он был восхищен и что ему было открыто Господом, сам он был совершенным, как он же и говорит: елицы убо совершенни, cиe да мудрствуим (Флп. 3, 15). Подобно тому, как Христово Евангелие есть исполнение и усовершение служения, данного Израильтянам чрез посредство Закона; и грядущее будет усовершением настоящего; ибо тогда обетования придут в исполнение и верующие восприимут то, чего теперь они ожидают, не видя, как говорит об этом Павел: еже бо видит кто, что и уповаем аще ли егоже не [153] видим, надеемся, терпением ждем (Рим. 8, 24, 25). А когда этот блаженный муж был таковым, и ему вверен был дар благодати апостольства, то и писал он с благожеланием, чтобы все люди были, как он (Гал. 4, 12); сия добродетель есть человеколюбие. А собрание (святых) в Царстве Небесном многочисленно: ибо тысячи тысяч и тьмы тем служат там Господу. Конечно, в Царство Небесное можно войти только узким и тесным путем, но вошедший туда увидит безмерную широту и пространство, над всем возвышенное, как это изображают те, которые сделались зрителями и наследниками таковых вещей: Ты положил пред нами скорби (Пс. 65, 11); а потом, после скорбей, они говорят опять: извел ҐбЁ ны в покой (Пс. 65, 12) и еще: в скорби распространил нас еси (Пс. 4, 2). Поистине, братия мои, здесь житие святых полно утеснения; ибо они или претерпевают скорби, томясь желанием будущего, подобно тому (мужу), который говорит: увы мне, яко пришельствие мое продолжися (Пс. 119, 5), или же они болезнуют и труждаются ради спасения других; так Павел пишет к Коринфянам следующее: да не паки пришедша мя смирит Бог мой у вас, и восплачуся многих прежде согрешших, и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложcmвии, яже содеяша (2 Кор. 12, 21); так Самуил скорбел о гибели Саула, а Иеремия оплакивал пленение народа. А когда они после скорби, после таковой печали и воздыхания переселяются из сего мира, тогда объемлет их Божественная радость, блаженство и ликование, от которых бежит болезнь, печаль и воздыхание.

9) Коль скоро мы, братия мои, укрепимся в этом, то мы никогда не отступим от пути добродетели: а что мы должны быть таковыми, к сему убеждает нас и Апостол в сих словах: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1 Кор. 11, 1). Но к сему увещевает он не одних Коринфян, поелику не их только апостолом был он; но лучше сказать, — поелику он был учителем (всех) народов в вере и благочестии, — убеждает он чрез это и всех нас; и вообще то, что писал он в отдельности кому либо, имеет значение и как общее для всех повеление. Когда он таким образом писал к некоторым, то одним хочет сделать внушение, как в послании к Римлянам, Ефесянам и к Филимону; других укоряет он и гневается на них, как на Коринфян и Галатов; а еще иным дает он наставлениe, как Колоссянам и Солунянам; Филипийцам он высказывает свое расположение и радуется за них; Евреев он поучает, что для них Закон должен быть только тенью; а своих избранных чад Тимофея и Тита поучал он (изустно), когда они были близ него, а когда были в удалении, то напоминал им о сем (чрез послания); короче — был он всем вся. И поелику сей муж был совершенным, то обращался с своим наставлением, смотря по нужде каждого; дабы всеми мерами спасти хоть некоторых, и посему слово его не было бесплодно; но насаждаемое повсюду, оно приносить плод даже до настоящего дня.

3) А почему, возлюбленные мои, — обратим внимание на мысль Апостола! — не в начале послания, но в конце и средине их дает он увещания и наставления (я надеюсь — да совершится cиe по молитвам вашим! — что никакой лжи не выскажу против мысли святого мужа)?Поскольку он, был вполне сведущим касательно Божественных вещей и разумел силу Божественного учения, то за обязательное почитал в начале (послания) возвестить слово о Христе и (открыть) тайну о Нем, а за сим изложить путь нравственного исправления; дабы, когда познают Господа, могли бы радостно выполнять то, что Он повелевает. Ибо если тот, кто руководствует нас в соблюдении заповедей, пребывает непознанным, то никто не может достичь выполнения их с радостью. Таковым же способом пользовался также и служитель Божий, праведный Моисей, который, объявляя слова Божественного законодательства, предварительно возвестил то, что касается богопознания, именно: слыши Израилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор. 6, 4)! А затем, когда он представил народу образ Его (Бога) и наставил народ относительно Того, в Кого должно было веровать; и когда направил их мысль к Тому, Кто есть Бог истинный, — только тогда Законодатель возвестил и о том, посредством чего человек делается угодным Богу, изрекши: не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 14) и прочие заповеди. А по Апостольскому учению, веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 9, 6). А взыскуем бывает Он (Бог) чрез добрые дела, как об этом говорит Пророк: взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя (Ис. 55, 6. 7).

4) А если кто не соблазнится свидетельством Пастыря, то полезно также привести начало его книги, где он говорит: «прежде всего веруй, что Бог един, Который все сотворил и благоустроил и воззвал к бытию из небытия». По сей то причине и блаженные Евангелисты, предавшие для всегдашнего воспоминания словеса Господни, в начале Евангелий пишут то, что касается нашего Искупителя, дабы после того, как они сначала изобразили Господа как Творца (всего), и то, что они повествуют о делах Его, вызывало веру. Как могли бы они заслужить довеpиe, повествуя о слепом от чрева матери и о других слепцах, которые прозрели, о мертвецах, которые воскресли, о претворении воды в вино, о прокаженных, которые получили очищение; если бы они не изобразили Его виновником (сего), пиша: в начале бе Слово (Ин. 1. 1) или, как Матфей: Тот, Кто родился от семени Давида, Он есть Еммануил и Сын Бога Живого, — от Которого вместе с арианами отвращают лице свое иудеи, а мы, познав Его, поклоняемся Ему? Почему и Апостол, наставляя других чрез послания приличествующим образом, сыну своему (Тимофею) с особенною ясностью напоминает не оставлять в небрежении того, чему он был от него научен, и заповедует ему так: поминай Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему (2 Тим. 2, 8). А когда он говорит ему, что cиe им и во всякое время должно быть хранимо в памяти, то пишет ему также и следующее: в сих поучайся, в сих пребывай (1 Тим. 4, 15)! Ибо непрестанное размышление и хранение в памяти Божественных словес укрепляет страх Божий, любовь к Нему делает неотторжимою и непреодолимою, подобно тому, как с дерзновением изрек тот, кто так разумел о себе и о мудрствующих согласно с ним: кто ны разлучит от любве Божия (Рим. 8, 35)? Ибо те…….. притча, подобная сей притче: пленицами же своих грехов злый затязается (Прит. 5, 22).

5) Иудеи, хотя знали cиe, однако умыслили поступить с Господом бесчестно, забыв таким образом, что они сами на себя навлекают гнев Божественный; и посему со скорбью взывает о них Божественное определение: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Пс. 2. 1)? ибо тщетно было намерение иудеев, поелику они поставили смертный приговор по отношению к (Источнику) Жизни и безумие замышляли против Разума Отчего. Ибо кто, видя рассеяние их и запустение града их, погрешит, если скажет: горе души их, зане умыслиша совет лукавый на себе самих, рекше: свяжем Праведнаго, яко непотребен нам есть (Ис. 3, 9, 10), и, конечно, вполне справедливо, братия мои! Ибо, поелику они заблуждались касательно (смысла) Писания, то не уразумели и того, что изрываяй яму искреннему, впадется в ню (Прит. 26, 27) и что разоряющаго ограду, угрызнет его змий (Еккл. 10, 8); и если бы они не отвратили лица своего от Господа, то имели бы страх пред тем, что еще прежде написано было в Божественной Книге хвалений: углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша, в сети сей, юже скрыша, увязе нога их (Пс. 9, 16). Явным творит Господь, производя суд Свой, что делами рук своих уловлен будет грешник. Правда, они не оставляли эти слова без внимания, как равно и следующие: да приидет им сеть, юже не ведят и ловитва, юже скрыша, да обымет их (Пс. 34, 8); но они не уразумели их, а если не так, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8).

6) Посему праведные и верные рабы Господа, поелику они научены Царству Небесному, износят (из сокровищницы своей) новое и старое (Мф. 13, 52); и размышляют о словесах Господних, обитая в жилищах, ложась и вставая, и находясь в путешествии; они (всегда) пребывают в благой надежде ради обетования Духа Святого, говорящего: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалищи губителей не седе. Но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 1, 2). Как они твердо стоят в вере, радуются о уповании, ликуют в духе, то могут с совершенным дерзновением сказать: уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум (Пс. 48, 4), а также: поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся (Пс. 142, 5) и: аще поминах Тя на постели моей, на утрених поучахся в Тя (Пс. 62, 7). Затем, когда дерзновение их укрепляется, они говорят: поучение сердца моего пред Тобою выну (Пс. 18, 15). А какой же будет конец сего? Тотчас же присовокупляет он, говоря: Господи Помощниче мой и Избавителю мой! Ибо тем, которые с такою осторожностью совершают путь свой и сердце свое так уготовляют для Господа, не противостанет никакой враг; и посему–то сердце их так ограждено упованием на Господа, как написано: надеющиися на Господа яко гора Сион не подвижится в век живый во Иерусалиме (Пс. 124, 1). Ибо, если иногда коварный дерзает (выступать) против них с тем, чтобы произвести разделение в благоустроенном сонме святых и возбудить раздор в среде братьев; то и тогда они имеют Господа на своей стороне не только в том отношении, что Он выступает за них мстителем; но и в том, что дарует им свободу тогда, когда они уже потерпели поражение; ибо таково обетование Божие: Господь поборет по вас (Исх. 14, 14)! Если же затем бедствие и искушения отвне (находящие) постигнут их, а они примут за правило Апостольские слова — в бедствии быть мужественными, прилежать к молитве и поучение в Законе противопоставлять всему прилучающемуся; то будут они тогда угодны Богу и могут сказать словами Писания: скорби и нужди обретоша мя; заповеди Твоя поучение мое (Пс. 118, 143).

7) А поелику добрыя деяния осуществляются не чрез одно выполнение на деле, но и путем предварительных размышлений, он к сему присовокупляет: предваристе очи мои ко утру поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 148). Ибо помышления духа тех, которые здравы, долженствуют предварять действие тела; в противном случае, и Спаситель наш, когда восхотел научить сему, не с внутренних помыслов начал бы, говоря так: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова (Мф. 5, 28), и: всякий, кто гневается на брата своего становится виновным в убийстве (Мф. 5, 22). Ибо отсутствием гнева предотвращается и смертельный удар; и если похотение наперед уничтожено, то не остается возможности для прелюбодеяния. Итак, возлюбленные мои, размышление о Законе и неотступное общение с добродетелью необходимо для того, чтобы праведник ни в каком отношении не имел недостатка, но был ко всякому благому делу приготовленным. Чрез cиe мы и имеем обетование вечной жизни, как пишет к Тимофею Павел, который прилежное размышление именует обучением, говоря: обучай же себе ко благочестию. Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетоване имеюще живота нынешняго и грядущаго (1 Тим. 4, 7, 8).