Православие и современность. Электронная библиотека

В наше время часто слышишь вопрос: сколько раз в году следует причащаться? Слышишь и как осуждают часто приступающих к Чаше. Что это: недоумие или постепенный отход от жизни во Христе? Первые столетия христианской эры свидетельствуют о том, что за Евхаристией причащались в с е собравшиеся, все члены христианской общины (ныне — прихода) принимали участие в причащении. Так св. Иустин Философ говорит: "В день воскресный в Евхаристии принимали участие все члены общины и это общее участие христиан завершалось общим причащением Тела и Крови Христовых". Обратите внимание на слова: "принимали участие все и все причащались". Здесь св. Иустин Философ подчеркивает, что все верующие, вместе с пастырем, приходя к началу, совершали Святое Приношение, т.е. Литургию, и затем — причащались.

Общее причастие было нормой жизни в древней Церкви. Не только древние памятники церковной истории, но и Вселенские и Поместные Соборы, в вопросе о причащении, говорят о необходимости не только частого, но и постоянного причащения, причащения ежелитургийного. А 9-ое Апостольское Правило угрожает отлучением от Церкви тех, кто, присутствуя на Евхаристии, сам не причащается.

Строг был к пришедшим в храм, но не приступающим ко св. Чаше и св. Григорий Двоеслов. "Кто не причащается, — говорит он, — да покинет собрание верующих". Болел душой при виде малого числа причастников из присутствовавших за Литургией и св. Иоанн Златоуст, часто резко обличавший ослабление евхаристического сознания христиан.

На Тайной Вечери Господь преподал евхаристическое Тело всем Апостолам (всей Церкви), а не некоторым. Можете ли себе представить, чтобы на Тайной Вечери кто-нибудь из Апостолов, посмотрев на преломленный и ему преподанный Христом евхаристический Хлеб, не съел Его, а причастился бы "духовно" — только своим присутствием, как это позволяет себе делать в наше время большинство присутствующих за Литургией.

Ведь, что такое причащение? Причащение не есть лишь моральное приближение к Богу, не есть лишь внешнее свидетельство нашей веры. Христианин причащается, чтобы стать, по человечеству, единою плотью со Христом, причащается, чтобы быть усыновленным Богу. Из этого и следует необходимость более частого причащения для всех. Это поможет каждому в преодолении той душевной расслабленности, которая приводит человека к выпадению из Церкви, как Тела Христова, и к страшному концу нашей жизни. Аминь.

Неделя 15-я по Пятидесятнице

(Матф. 22:23-46).

"Аз есм дверь, Мною аще кто внидет, спасется".

"Когда придет Хозяин виноградника, что сделает со злыми виноградарями?" — спросил Христос окружавших Его, и был их ответ: "злодеев сих Он предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим". Таким образом, фарисеи своими собственными устами признали, что справедливость Божия требует отнять у них их исключительные преимущества в семье народов и передать их новому народу Божию. Та же мысль была выражена Христом и в притче о брачном пире царского сына, которую Христос закончил словами: "много званных, но мало избранных".

Столь ясные, по своему значению и мысли, притчи все больше озлобляли главарей народа и фарисеев. Боязнь народа, перед которым Господь уже открыто объявил Себя Мессией, сдерживала их готовность схватить Его. Для этой цели они прибегают к коварству, они ставят дело Христа на политическую почву. Со льстивым притворством обращаются они ко Христу: "Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и истинно учишь пути Божию, и не заботишься об угождении кому-либо, скажи, позволительно ли давать подать кесарю, или нет?". Зная их замыслы, Господь ответил: "Что искушаете Меня, лицемеры! Покажите Мне монету, которою платится подать. Чье это изображение и надпись"? — "Кесаревы", отвечали искусители. — "Так отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу", — сказал им Христос. Таким образом, злой замысел фарисеев разлетелся в прах пред Божественной мудростью Христа.

После вопрошавших фарисеев выступают саддукеи, относившиеся к Христу с высокомерным презрением. Так как молва о великом Учителе гремела по всему Иерусалиму и им стало известно о необычайных притчах и ответах, которыми Христос поразил фарисеев, саддукеи решили испытать Господа в знании закона и иудейского богословия. Для этого они выбрали из области раввинской казуистики следующий случай: одна женщина последовательно была женой 7-х братьев, из которых каждый умирал бездетным, и вот спрашивают они Христа: кому из 7-х она будет принадлежать по воскресении?

Сами саддукеи отрицали воскресение и загробную жизнь, но этим вопросом хотели они поставить Христа в затруднительное положение и осмеять Его перед народом. Но Господь, с обычным спокойствием, обличил их в незнании и в неправильном понимании св. Писания, и саддукеи понесли заслуженное поражение.

Тогда снова фарисеи решили испытать Его вопросом, и один законник спросил Его: "Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе"? Вопрос о большей заповеди запутывался в бесконечной раввинской казуистике, и среди законников шли постоянные споры о том, исполнение какой заповеди соответствовало бы понятию праведности. "На двух заповедях утверждаются Закон и пророки: возлюби Господа Бога Твоего, — это главная и наибольшая заповедь, и ближнего твоего как самого себя", — ответил Христос законнику.