Православие и современность. Электронная библиотека

Это заблуждение ветхого Израиля и раскрыл Господь в притче "о милосердном самаряныне". Самаряне и иудеи враждовали между собою. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным.

На некоего человека, израильтянина, шедшего в Иерусалим, напали разбойники. Они совлекли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым. Проходили той дорогой иудейский священник, затем и левит. Увидав несчастного, каждый из них подошел к нему, посмотрел, и... прошел мимо. Но вот проезжал той дорогой самарянин. Увидав несчастного, самарянин сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив на своего ослика, привез его в гостиницу, дал хозяину гостиницы деньги, прося позаботиться о несчастном.

"Кто из троих был ближний попавшемуся разбойникам? — как ты думаешь?" — спросил Господь законника. И был его ответ: "оказавший ему милость". "Иди и ты так же поступай".

Когда законник спросил Господа: "кто мой ближний?", он еще отожествлял ближнего со своим соплеменником, с членом Израильского народа. Словом: "иди и ты поступай так же", сказанным ученому иудею, Господь указал на вселенский характер заповеди о любви к ближнему. Подтверждая заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос делает эту заповедь не только средоточием всех остальных, но и неразрывно связывает ее с заповедью о любви к Богу, делает эту заповедь универсальной; надо любить не только друзей, но и личных врагов своих (Матф. 5:43-48).

"Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас", — говорит Господь. Но возможна ли любовь к ближнему без любви к Богу? Нет, невозможна. Нельзя угодить Богу, не уважая других людей, особенно самых покинутых, наименее заслуживающих внимания. Любовь к ближнему не отделима от любви к Богу, и наоборот: любовь к Богу не отделима от любви к ближнему. "Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец", — говорит Апостол Иоанн Богослов.

Совершенная любовь открылась нам в Лице Господа нашего Иисуса Христа. "Возлюбленные!" обращается к нам тот же "апостол Любви" — "будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не от Бога".

Любовь к ближнему, дорогие мои, не есть простое внимание к другому, ее нельзя смешивать и с благотворительностью. Любовь — это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас. Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5-10; 1 Кор. 12:12-27).

Чтобы осуществить в жизни Богом заповеданную нам любовь, необходимо, прежде всего, преодолеть узко-человеческое, бытовое представление о любви.

В притче "о милосердном самаряныне" Господь дает нам практическое указание, а именно: не мне решать, кто мой ближний; человек в беде, будь он даже мой враг, побуждает меня стать его ближним. Любовь христианина должна проявляться к любому человеку, которого Бог дает нам встретить на нашем жизненном пути, — в этом отличительная черта Нового Завета, Церкви Христовой, от Израиля ветхозаветного. Аминь.

Неделя 25-я по Пятидесятнице

В прошлое воскресенье слышали мы из уст Спасителя слова, обращенные к получившей исцеление женщине: "вера твоя спасла тебя, иди в мире", и к Иаиру отцу умиравшей отроковицы слова: "не бойся, только веруй, и спасена будет" дочь твоя. А сегодня Господь говорит искушавшему Его законнику: "Так поступай и будешь жить".

"Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" — спросил Господа законник. Ты же знаешь Закон Божий, — отвечает законнику Господь, — что там сказано? "Возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца, всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя", — говорит законник. Так вот, так и поступай и будешь жить — наследуешь жизнь вечную, жизнь твоя будет осмысленной.

Словом: "так поступай" Господь указал, что оправдание жизни человека — в любви к Богу, в познании Божия Закона, в познании воли Божией и в исполнении ее. В заповеди точно указано, какой должна быть любовь к Богу, вводящая человека в познание воли Его. "Возлюби" — не просто возлюби, но возлюби "от всего сердца твоего". Почему говорит Господь: "возлюби от всего сердца"? Да потому, что — если ты посвятишь Богу только часть твоего сердца, только часть твоих мыслей, тогда в ту другую часть, не посвященную Богу, вселится "дух времени" — вселятся дурные помыслы, вселится плотская похоть, вселится грех, который тебя не только осквернит, но и растлит, сделав глухим к голосу совести.