Православие и современность. Электронная библиотека

Неделя 27-я по Пятидесятнице

(Лук. 13:10-17).

Об исцелении скорченной женщины, 18 лет страдавшей, слышали мы Евангельское чтение. Дело милосердия, совершенное в субботний день в синагоге, вызвало ропот среди фарисеев, и, вместе с тем, послужило поводом для Спасителя выяснить истинное назначение дня праздника, дня посвященного Богу.

Возроптали фарисеи-формалисты. Полагая, что их благочестивое поведение, которое выражалось в формальном исполнении Моисеева Закона, дает им право на Бога. Фарисеи безмерность Любви Божией втискивали в рамки своей религиозной учености, сводили к своей ограниченной мере. Фарисейские учители разработали относительно субботы сложную и мелочную казуистику. Потому-то и вознегодовал начальник синагоги: "есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний", — гневно сказал он.

Фарисейское отношение к праздникам сурово обличал пророк Исаия. Слушайте слово Господне, — говорил Исаия: "Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие; праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу их: ваши руки полны крови; омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову..." .

Против ригористического формализма фарисеев восстал и Христос. "Суббота для человека, а не человек для субботы" ... "Сын Человеческий — Господин и субботы", говорил им Христос. "Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана, не надлежало ли освободить от уз в день субботний?" Лицемером назвал Христос начальника синагоги, и долгу милосердия отводит Спаситель первое место.

Чем же является праздник для нас — христиан? Каждый праздник — это день Господень. Еще в Ветхом Завете сказал Господь: "в праздники да будут у вас священные собрания" (слышите? — священные!) ... Смиряйте в те дни души ваши... Никакой работы в те дни не делайте и приносите жертву Богу. Это — постановление вечное (Кн. Левит, гл.23).

Слышите, дорогие, к чему зовет нас Господь? В праздники смиряйте души ваши! А в Новом Завете Апостол Павел увещевает нас так: "дни Господни празднуйте без порока и лукавства, в чистоте и истине" (1 Кор. 5:8).

Итак, в день Господень, в дни праздников, кроме отдыха от трудов, следует с особым усердием восходить к Свету, восходить к Богу. Как восходить? — спросите вы. Чрез личную и соборную, в храме, молитву, чрез дела любви и милосердия. "Милости хочу, а не жертвы", — говорит Господь. И эти слова Господни должны с особой силой и настойчивостью звучать в сознании и в сердце христианина в дни праздников.

Посему да поспешит каждый христианин, в дни Господни, в храм на соборную молитву, да отдастся беседе о вере и благочестии в своей семье, и да направит стопы свои к болящим и страждущим. Аминь.

Неделя 27-я по Пятидесятнице и праздник введения во храм Пресвятой Девы Марии

Два Евангельских чтения слышали мы сегодня с вами, дорогие. Одно об исцелении согбенной женщины в день субботний и второе — Пресвятой Деве Марии посвященное. Сегодня праздник Введения во Храм Пресвятой Отроковицы.

Господь наш Иисус Христос только руки Свои возложил на женщину, в течении 18-ти лет согбенную, и она тотчас выпрямилась и стала Бога прославлять. А ученые вожди народа, ветхозаветные фарисеи и книжники, возроптали, вознегодовали: смотрите — какой грешник, закона нарушитель! В ответ на осуждение Господь сразу обратился к суду их совести и показал им, что именно они, эти мнимые блюстители Закона, не держатся в своих житейских делах учения о субботнем покое. Лицемерами назвал Господь вождей Израиля, живущего по Талмуду. Это было для них тяжелым обвинением, ибо в лицемерии раскрывается ложь и внутренняя пустота, зависть и жестокость.