A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Вопрос 398, того же. Кто хочет сделать доброе дело, но лишь ради своей собственной прибыли, или по другому (побуждению) своей воли, — тому вменяется ли сие в правду?

Ответ Варсонофия. Мы знаем, что если кто, соблюдая пост, примешает что-нибудь к нему по своей воле или (постится), ища человеческой славы и приобретения от нее, то пост его бывает мерзок Богу. И израильтяне постились, но поелику, во время поста, делали обиды и исполняли свою волю, Бог укорял их чрез пророка Исаию: не сицеваго поста Аз избрах (Ис. 58, 5), глаголет Господь; так и здесь. Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: мешанаго семени да не сееши на селе твоем ниже да сотвориши себе ризы от волны и льна (см. Втор. 22, 9, 11; Лев. 19, 19). И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: во всяко время да будут ризы твоя белы (Еккл. 9, 8), показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их (Мф. 7, 15–16). Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным.

Вопрос 399, того же. Будучи вообще медлен в учении, я изучаю псалмы скорее прочего; от Бога ли случается так со мною или от демонов?

Ответ Варсонофия. Сколько помогает тебе Бог, учись со смирением. Чтобы легко изучать слово Божие, сие не от диавола, ибо оно есть семя Божие; но когда кто не внимает Богу, тогда враг сеет и свои плевелы. Желая смирить свой помысл, скажи ему пример: кто получит от владыки своего серебро, подобно оным (евангельским) рабам и не приобретет и не умножит его, чему тот подвергается? И помысл ответит тебе, что он подвергается тому же, чему и раб, который скры сребро господина своего (Мф. 25, 18). А ты скажи ему: итак, не высокомудрствуй, наполнив воздух бесплодными словами, ибо они служат лишь в осуждение мне.

Вопрос 400, того же. Так как благое проистекает от Бога, то дается ли оно и грешникам? И для чего дается?

Ответ Варсонофия. Всяко даяние благо (Иак. 1, 17) проистекает от Бога. И как Он Благ, то все благое от Него даруется: праведным, как достойным, грешным же, как (призываемым) через благодеяния прийти в покаяние, по словам апостола Павла: аз есмь первый от грешников, но помилован бых, да во мне первем покажет Иисус Христос все долготерпение (1 Тим. 1, 16).

Ответы 401–500

Вопрос 401, того же. Как может кто-либо достодолжно благодарить Бога?

Ответ. Когда люди, ничего не значащие (создания), прощают кого-либо совершенно или избавляют его от великих скорбей и такой благодарит их и объявляет об этом благодеянии всем, то тем более мы, которые всегда пользуемся благодеяниями Божиими, — какими устами можем возблагодарить Того, Который сперва создал нас, потом даровал нам помощь на сопротивного, — сердечный разум, телесное здравие, свет очей, дыхание жизни и, что всего важнее, (даровал нам) покаяние, и Тело и Кровь Свою во оставление грехов и к утверждению сердца? Ибо (говорит Писание) хлеб сердце человека укрепит (Пс. 103, 15). И если кто думает, что это сказано о чувственном хлебе, то как же Сам Дух говорит, что не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4)? Если люди воздают и благодарят за чувственные и тленные вещи, то чем можем мы воздать Распявшемуся за нас? Дабы воздать Ему, мы должны до самой смерти претерпевать (все) Его ради. Итак, не трудись, желая постигнуть (в чем состоит) достодолжное благодарение Богу от людей, особенно же грешных, ибо Он умер за них. Если человек будет посажен за тебя в темницу, то не захочешь ли ты возблагодарить его свыше сил своих? А тем более (обязан ты возблагодарить) Умершего за тебя. Знай же, что мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его; однако будем приносить Ему посильное благодарение устами и сердцем, и Он по человеколюбию Своему может сравнить оное с двумя лептами (евангельской вдовицы). Сие говорится о грешных; ибо праведные, будучи усекаемы и умерщвляемы, лишь более благодарят по слову апостола Павла: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), — то есть Бога. Тому слава во веки, аминь.

Вопрос 402, того же. Могут ли демоны сообщить кому-либо благое? И чем обнаруживается, что это демонское? И какое различие сего и Божиего блага?

Ответ Варсонофия. Иному может казаться, что он получает благое, а сие бывает от лукавого к обольщению его; всякое же благо, происходящее от диавола, к обольщению человека, будучи с точностью рассмотрено, оказывается призрачным, ибо диавол ложь есть… яко несть истины в нем (Ин. 8, 44), как доказывают последствия оного (мнимого блага). Свет его оканчивается тьмою, по слову апостола, который говорит о вестниках диавольских, преобразующихся в служителей правды: имже кончина будет по делом их (2 Кор. 11, 15); и Спаситель говорит: от плод их познаете их (Мф. 7, 16). Если следуешь разумно и рассудительно, найдешь, что в мнимом, от диавола (происходящем) благе не было и следа блага, но или тщеславие, или смущение, или что-нибудь подобное; а Божие благо всегда умножает просвещение и смирение сердца и доставляет человеку тишину. А когда, по незнанию, пострадаем в чем-нибудь от обольщения лукавого и после познаем в сем искушение, то воззовем себя и прибегнем к Могущему упразднить оное искушение. Надобно же знать, что иным бывает с самого начала удобопонятно такое различие; грешникам же по окончании (искушения), подобно тому как искусный золотых дел мастер, взяв золото (в руку), может и прежде испытания его огнем сказать, каково оно, неискусный же узнает то не прежде, как по испытании его огнем.

Вопрос 403. Когда обнаружится, что мнимое благо происходит от демонов, то изъясни мне, как можно избежать опасности, сопряженной с сим?

Ответ. Доброе мы всегда должны почитать добрым. Если же доброе по испытании окажется злым, то надобно отвергать его. Как кто-нибудь, видя снедь, почитает ее доброю, а вкусив и ощутив горькое, тотчас выплевывает ее изо рта, по причине неприятного от горечи вкуса (как например: грецкий орех, миндаль и т. п. по вкусу своему считаются хорошими (плодами), но если окажется из них горький и (человек) будет есть его, то наполнит желудок свой горечью, и будет сам виноват в том), точно так и здесь. Если человек будет поруган (демонами) и, познав сие, скажет: «Владыко Господи! Я был поруган (врагом), прости меня», то Господь и простит его, ибо Он милостив. Знай же и то, возлюбленный мой, что Бог никому не попускает искуситься более, чем он может понести (см. 1 Кор. 10, 13). Будем же во всем приносить Ему моление, и Он различит истинное наше благо от мнимого. Тому слава во веки, аминь.

Вопрос 404. Когда мне кажется, что какое-либо дело будет по Богу, помысл же сопротивляется мне, препятствуя исполнить его, как не благое: из чего могу узнать, что оно действительно благо?