Труды

1. Сульпиций Север Бассуле, достопочтенной родственнице, [шлет] привет[848].

Если бы было дозволено привлекать родственников к суду, мы бы, [пребывая] в законном гневе, безусловно, вызвали бы тебя на суд претора за грабеж и воровство. Как же мне не сетовать, если я терплю от тебя [такую] несправедливость? Дома ни одной бумажки, ни одной книги, ни одного письма вы мне не оставили: так вы [все] разворовали, так отдали всем на потребу. 2. И даже если я это по-дружески написал близкому человеку, то хотя мы и шутим, но хотел бы я оставаться в безвестности; однако случайно ли, как я говорил уже ранее, происходит так, что все тебя достигает раньше, чем оказывается написанным или рассказанным. Несомненно ты имеешь дело с моими бродячими переписчиками, через которых и обнародуется тобою наш вздор. Однако не против них могу я разгневаться: если они состоят при тебе, то оказались [там], по нашему мнению, главным образом, из-за твоего милосердия и потому [о них] говорят [больше] как о твоих, чем о моих. 3. Ты одна виновата, ты одна заслуживаешь порицания, ибо и мне устроила ловушку и других обманно обошла: ведь без всякого разбора, по-дружески написанное или небрежно набросанное бессонной ночью исключительно для тебя и [потому] неотделанное, [стало] ходить по рукам. И хотя об остальном я умолчал бы, [но об одном] спрошу: каким образом то письмо, которое мы недавно написали диакону Аврелию, смогло прийти к тебе столь быстро? Ведь я находился тогда в Толозе[849], а ты - в Тревирах[850] и каким же образом ты похитила это дружеское письмо, ты, столь далеко отторгнутая от родины непоседливостью своего сына? 4. Ведь я уже получил твое послание, в котором ты пишешь об указанном письме, где я упомянул о смерти святого Мартина, и требуешь описать подробней кончину благочестивого мужа. Как будто я то письмо или передал [кому-то] другому для прочтения кроме себя и, естественно, того, кому оно адресовалось, или я настолько увлекся делом, что все, что о Мартине можно было узнать, именно через мои писания стало общеизвестным. 5. Поэтому, если ты желаешь услышать что-либо о смерти святого епископа, узнай лучше от других, которые при этом присутствовали: я ничего тебе не напишу, чтобы ты не сделала мое достоянием всех. Однако, если ты дашь мне слово, что никто кроме тебя не будет читать, я немного удовлетворю твое желание, и потому предоставлю [слово] тем, кто точно известен мне в качестве свидетелей. 6. Итак, о смерти своей Мартин знал заранее и сказал братии, что близится конец его [бренному] телу. Между тем, так получилось, что в то время объезжал он кондатский диоцез[851]. Ибо хотел Мартин восстановить мир среди несогласных между собой клириков своей церкви, и хотя отнюдь не был он в неведении относительно конца дней своих, однако не отказался по причине такого рода отправиться в путь, считая добрым умножением своих добродетелей, если оставит [после себя] возобновленный мир в церкви. 7. И вот, как обычно, выйдя со своим усерднейшим из учеников и святейшим спутником, увидел Мартин на реке нырков, ищущих ради добычи рыбу и хватающих жадными клювами пойманные жертвы. "Вот, - сказал он, - обличие дьявола: подстерегают беспечных, хватают несведущих, схваченных пожирают и не могут съеденными насытиться". 8. После этого повелел он всемогущим словом своим, чтобы нырки покинули ту воду, в которой они плавали, и убрались в пустынные и безлюдные места. По отношению к этим птицам он, безусловно, употребил ту власть, которой обычно обращал в бегство демонов. И вот, поступив таким образом с ними, сбил он всех пернатых в стаю и они, оставив реку, устремились в горы и леса. И многие удивились, когда увидели в Мартине такую власть, что даже птицами он мог повелевать. 9. Затем, остановившись на некоторое время в той деревне и церкви, к которой он направлялся, Мартин восстановил мир среди клириков и, когда задумал уже возвращаться обратно в монастырь, внезапно начал [говорить] об упадке сил тела своего и, созвав братию, объявил, что вскоре он покинет [их]. 10. Тогда печаль и стенания всех [вылились] в единый вопль скорби: "За что нас, отче, покидаешь? Набросятся хищные волки на стадо твое: кто нас от укусов их пастырской защитой оградит? Мы, конечно, знаем, что возжелал тебя Христос, но твои спасающие дары [ныне] при тебе и не умаляются, распространяясь [на других]: лучше помилуй нас, нас, кого ты покидаешь". 11. Тогда он, тронутый их слезами, дабы, как всегда, всею плотью своей прилепиться к Божественному милосердию, запретил им плакать и, обратившись к Господу, так сказал голосом, исполненным слез: "Господи, если я еще нужен народу твоему, я не отказываюсь от работы; да будет воля Твоя". 12. Конечно, поставленный между надеждой и печалью, он сомневался что же предпочесть, ибо не хотел ни тех покидать, ни от Христа отдаляться. Однако, не принося никакого обета и оставляя [всякие свои] желания, полностью поручив себя Божественному провидению и власти, так молился Мартин, говоря: 13. "Сколь тяжела, Господи, битва телесная служения да и достаточно уже я повоевал, но если повелеваешь Ты мне еще в этой работе состоять на [защите] крепости Твоей, то не отказываюсь и не буду оправдываться немощью лет [своих]. Посвятив всего себя делам и водительству Твоему, пока Ты сам не прикажешь, буду сражаться. И сколь бы не был желанен мне отпуск по старости после такой работы, однако дух - победитель лет и неумолимой старости. И если все же Ты пощадишь [мою] жизнь, благом мне будет, Господи, воля Твоя[852]. Тех же, за кого я боюсь, ты сам защитишь"[853]. 14. О, муж неописуемый, ни работой не сломленный, ни смертью не побежденный: никогда ни перед чем не склонялся, не боялся умереть и не отказывался жить. Потому, когда он несколько дней спустя был внезапно охвачен лихорадкой, то не отступился от дела Божьего: проводя ночи в молитвах и изнемогая в бдениях, заставлял Мартин тело свое служить душе, отдыхая на земле в своей знаменитой власянице. И когда попросили его ученики подложить под себя хотя бы скромную подстилку из соломы, то: "Не к лицу, - сказал он, - христианину иначе как во прахе умирать. Я же, если оставлю вам иной пример - согрешу". Глазами и руками постоянно к небу устремившись, непобедимый дух [свой] от молитвы он не отвлекал. 15. И когда пришедшие в то время к нему пресвитеры попросили его повернуться на бок и немного передохнуть, он сказал им: "Позвольте, позвольте мне, братья, лучше видеть небо, чем землю, чтобы уже своим естественным путем идя, душа направилась к Богу". 16. И увидел он рядом с одним из просивших стоящего за его спиной дьявола. "Что, - сказал Мартин, - стоишь здесь, кровожадное чудовище? Ничего от меня, злодей, не получишь - лоно Авраамово меня воспримет". 17. С этими словами испустил он дух. И свидетельствуют нам те, кто при этом присутствовал, что стал походить облик его на облик ангела, члены же его - выглядеть подобно белому снегу, так что говорили: кто когда-нибудь поверит, что во власянице [пребывал] покрытый [ныне] таким [одеянием], кто поверит в то, что во прах он обратился? Ибо так он выглядел, как будто при будущем воскресении были явлены слава и преображенное естество тела[854]. 18. В процессии же при похоронах его невозможно было поверить какое множество людей собралось туда; весь город поспешил навстречу телу, все с полей и деревень и даже из соседних городов пришли. О, сколь велико [было] отчаяние всех, и особенно сколь велик был плач опечаленных монахов! Они, говорят, в тот день прошли почти две мили. Такова была слава Мартина - его примером служения Господу саженцы дали молодые побеги. 19. И направлял, как и прежде, перед собой пастух[855] стадо свое, сонм почитателей его великой святости, толпу одетую в траурные одежды - и старых заслуженных работников и юных, присягнувших Христу в таинстве. Там же хор девственниц, воздерживаясь от слез из-за стыдливости[856] своей, скрывал радостью за святого то, что болело! Ибо вера запрещала плакать, однако потрясенный [хор] исторг стон. Но столь же велико было ликование о святой славе его, сколь и благочестивая печаль о [его] смерти. 20. Простим же плачущих, поздравим радующихся[857], пусть каждый сам предпочтет, скорбеть или радоваться. Итак, тело святого мужа эта поющая небесные гимны толпа сопроводила вплоть до места погребения. 21. Если угодно, это было подобно светской процессии, но я бы сказал, не похоронной, а триумфальной, да и что подобное похоронам Мартина можно указать? Те ведут перед колесницами побежденных, после них - пленных, эти же следуют за телом Мартина, водительством которого победили мир. Тех безумие народа почитает непристойными аплодисментами, Мартин же удостоился небесных гимнов. Те после своих триумфов низвержены в ужасный ад, счастливый же Мартин в лоно Авраамово принят. Мартин, бедный и воздержанный, богатым вступает на небеса. [Там о нас, я надеюсь, он заботится, охраняя меня, написавшего, и тебя, прочитавшую это][858].

ПОСЛАНИЯ, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ СУЛЬПИЦИЮ СЕВЕРУ

I. Письмо святого Севера, пресвитера, к его сестре Клавдии о Страшном Суде[859]

1. Читая твое письмо, несколько раз не смог я удержаться от слез по причине душевного волнения, ибо рад был поплакать, поскольку смог узнать из твоих собственных слов, что живешь ты, наставляемая в следовании Господу Богу нашему; и не мог я не прослезиться по поводу твоего опасения, что я мог бы претерпеть величайшую несправедливость, если бы ты не послала мне письмо. Поэтому, [как] же мне не восхищаться такой сестрой? Свидетельствую твоим спасением: не раз я намеревался прийти к вам, однако и поныне занят тем, что обычно меня удерживает. Но [когда-нибудь] поспешу я по желанию своему оправдаться в глазах твоих, и мы подумаем совместно, как вдвоем продолжать дело Бога нашего, когда, утешая один другого, отвергая зло этого мира, мы будем жить [вместе]. Но уже не назначаю я день и время своего прихода, ибо сколько раз ни устанавливал [дату], все не мог исполнить: жду веления Божьего и надеюсь, что может быть благодаря твоим обетами и молитвам о нашей встрече мы все же воспользуемся ее плодами.

2. Впрочем те наставления о жизни и вере твоей, что от меня во всех письмах, которые я тебе посылал, ты просила [дать], я уже исчерпал через усердие слов моих писаний: ничего нового, о чем бы я не писал ранее, уже не могу тебе сообщить. Да и по великой милости Божьей не лишена ты совета, поскольку, обретя с самого начала глубокую веру, являешь великую любовь ко Христу. Но напомню тебе одно, дабы ты не возвращалась к уже пройденному, не сожалела о недостойном, чтобы, возложив руку на плуг, не оглядывалась назад[860], поскольку через это, - с возвращением к тебе греха, - придется, вольно или невольно, оставить борозду совсем, и [тогда] пахарь совершенно никакого вознаграждения [за труды свои] не обретет. Более того, не получит он даже и части, если [хотя бы] немного промедлит. Ибо, как следует бежать от греха к благочестию, так и тому, кто вступает [на путь] благочестия, следует остерегаться, дабы не стать доступным греху. Ибо написано: “Праведник, если отступится [от правды своей], благочестия не обретет”[861]. И потому на этом надо стоять, над этим трудиться, чтобы не впали мы во грех и приуготовленных наград не лишились. Ибо стоит перед нами, изготовившись во всеоружии, враг, дабы поразить нагого, только щитом веры [прикрытого]. Потому не следует отбрасывать щит, дабы не стало доступным тело, не следует вкладывать меч [в ножны], дабы убоялся враг начать [первым]: и потом, когда увидит [нас] во всеоружии, пусть уходит. Знаем мы, что тяжело и трудно каждый день сражаться против плоти и мира. Но если ты думаешь о вечности, если желаешь Царствия Небесного, Которого Господь непременно удостоит нас, пусть и грешных, то разве не достойны [мы] того страдания, которого заслуживаем? Немного времени отведено [нам] в этом мире, ибо, даже если погибель не придет, то старость настигнет. Бегут годы, течет время, и Господь Иисус, я надеюсь, скоро призовет к себе усердствующих.

3. О, сколь блаженен [будет] тот наш уход, когда Христос воспримет нас, очищенных от позора греха через обращение к лучшей жизни. Поспешат [нам] навстречу мученики и пророки, присоединятся апостолы, возрадуются ангелы, возвеселятся архангелы, и побежденный сатана, пусть он и с кровавым лицом, но побледнеет от страха, ибо Господь сокрушил наши грехи, которые сатана себе в нас приуготовил. Тогда [новопреставленный] увидит славу, обретенную через милосердие, заслуженные почести - через славу; мы отпразднуем триумф, победив врага. Где тогда окажутся мудрецы мира сего? Как алчный, как прелюбодей, как нечестивец, как пьяница, как злословящий будут себя чувствовать? Что [эти] несчастные скажут в свое оправдание? “Не знали мы Тебя, Господи, Тебя в [этом] мире не ведали: пророков Ты не посылал, заповеди миру не давал: патриархов мы не видели, не следовали примерам святых. Христа Твоего на земле не было, Петр молчал, Павел не пожелал предсказывать, Евангелист не учил. Не было примеров святых, которым мы [могли бы] последовать: грядущий суд твой никто [нам] не объявлял, никто не повелевал одеть бедного, никто не приказывал запретить распутство, никто не убеждал противостоять алчности; заблуждались мы по неведению, которому следовали не зная”.

4. В ответ им из того сонма святых примерно так Ной праведный, прежде всех, скажет: “Я, Господи, незадолго до потопа возглашал людские грехи, после потопа давал пример добрым, когда даже падших не отвергал, чтобы знали все, что есть спасение невинным и наказание - грешникам”. После него встанет верный Авраам и скажет: “

Я, Господи, хотя первым и познал Тебя в телесном обличии[862], но не усомнился поверить тому, что увидел, хотя Ты и явился мне в иной субстанции, чтобы неуверовавшие поняли, что не по плоти, но по духу [будут их] судить”. Ему будет вторить блаженный Моисей: “Я, Господи, по Твоему велению передал всем им заповеди, чтобы незнающих, раз их свободная вера не удержала, то хоть сказанная заповедь удержала бы. Я сказал: “Не прелюбодействуй”[863], так я остановил свободу распутства; я сказал: “Люби ближнего твоего”[864], чтобы возросла любовь; я сказал: “[Только] одному Богу служи”[865], чтобы они не поклонялись идолам и не допускали, дабы были капища. Я установил, чтобы не звучали ложные свидетельства, так я положил предел всяческой лжи. Я делом и словом, руководимый духом Твоей добродетели, [пребывающей] во мне, изложил все от сотворения мира [в Пятикнижии], дабы неведающим ознакомление с верой предков дало [понимание] будущего. Я, Господь Иисус, предрекал Твое появление, так что не было им нежданным узнать о том, о чем я предсказывал ранее”.

5. После него встанет почтённый Богом своим в потомстве Давид[866]: “Я Тебя, Господи, повсюду возвестил, я провозгласил, что должно полностью подчиняться народу Твоему; я сказал: “Блажен муж, боящийся Господа”[867], я сказал: “Да торжествуют святые во славе”[868], я сказал: “Желание нечестивых погибнет”[869], дабы они узнали Тебя и перестали грешить. Я, будучи наделен царской властью, облекшись во власяницу, посыпав [голову] прахом и сложив знаки своего достоинства, совлек [с себя] одежды, чтобы неверящим был дан пример кротости и смирения. Я врагов своих, которые хотели меня убить, пощадил, чтобы они попробовали подражать моему милосердию”. После него не умолчит почтённый Духом Божьим Исайя: “Я, Господи, Тобой через говорение уст моих предостерегал: “Горе вам, прибавляющие дом к дому”[870], так я ограничил алчность. Я свидетельствовал грешникам, что грядет Твой гнев, дабы удержало их от злодеяний, если не упование на награды, то хотя бы страх наказания”.

6. После множества тех и других, кто являл нам достоинства веры, сам Сын Божий скажет так: “

Больным и всем расслабленным я вернул здоровье, глухим - слух, слепым - зрение, немым - голос, хромым - ноги, так побуждал я вас небесными знамениями, чтобы легче вы поверили в Меня и в то, о чем Я говорил. Я вам обещал Царствие Небесное; Я также, дабы вы имели [перед собой] пример милосердия, разбойника, признавшего Меня при смерти своей, поместил в раю, чтобы хотя бы вере его, которой он заслужил себе прощение грехов, вы последовали. Также Я дал вам пример, дабы и сами вы могли претерпеть, как Я за вас претерпел, чтобы не колебался человек и пострадал, раз Бог за человека пострадал. Я, чтобы вера ваша не расстроилась, явился после Воскресения. Я через Петра увещевал иудеев, Я через Павла обращался к язычникам - и не напрасно: есть плод [дела] добрых. Дело мое добрые приняли, верные претворяли, благочестивые исполняли, милосердные завершали: и большая часть их ныне мученики, большая - святые. А ведь и они пребывали в той же плоти, в том же мире. Почему же в вас Я не нахожу никакого доброго дела, племя змеиной породы? Каре зла вашего вы не положите предел и в Судный день ваш. К чему ваши молитвы, обращенные ко мне, если делами и поступками вы отвергаете [Меня]? Где ныне ваше богатство, где почести, где могущество, где ваша [жажда] наслаждений? Никакого нового приговора Я вам не скажу: полyчите вы суд, который предрекал Я вам ранее”.

7. Тут несчастным так вслух прочтет Евангелист: “Ступайте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов”[871]. О, [сколь] несчастны те, которых это не встревожит: увидят они свою кару и славу других. Они наслаждаются [бренным] миром в то время, как вечностью, приуготовленной святым, наслаждаться не будут; накапливают в изобилии богатства, устремляются к золоту, в то время как рядом пребывают бедные и нуждающиеся; в миру они богатые, а в вечности они будут бедными, о которых написано: “Богатые бедствуют и терпят голод”[872]. И далее Писание добавляет о добрых: “А ищущие Бога не терпят нужды ни в каком благе”[873].