Труды

3. О, сколь блаженен [будет] тот наш уход, когда Христос воспримет нас, очищенных от позора греха через обращение к лучшей жизни. Поспешат [нам] навстречу мученики и пророки, присоединятся апостолы, возрадуются ангелы, возвеселятся архангелы, и побежденный сатана, пусть он и с кровавым лицом, но побледнеет от страха, ибо Господь сокрушил наши грехи, которые сатана себе в нас приуготовил. Тогда [новопреставленный] увидит славу, обретенную через милосердие, заслуженные почести - через славу; мы отпразднуем триумф, победив врага. Где тогда окажутся мудрецы мира сего? Как алчный, как прелюбодей, как нечестивец, как пьяница, как злословящий будут себя чувствовать? Что [эти] несчастные скажут в свое оправдание? “Не знали мы Тебя, Господи, Тебя в [этом] мире не ведали: пророков Ты не посылал, заповеди миру не давал: патриархов мы не видели, не следовали примерам святых. Христа Твоего на земле не было, Петр молчал, Павел не пожелал предсказывать, Евангелист не учил. Не было примеров святых, которым мы [могли бы] последовать: грядущий суд твой никто [нам] не объявлял, никто не повелевал одеть бедного, никто не приказывал запретить распутство, никто не убеждал противостоять алчности; заблуждались мы по неведению, которому следовали не зная”.

4. В ответ им из того сонма святых примерно так Ной праведный, прежде всех, скажет: “Я, Господи, незадолго до потопа возглашал людские грехи, после потопа давал пример добрым, когда даже падших не отвергал, чтобы знали все, что есть спасение невинным и наказание - грешникам”. После него встанет верный Авраам и скажет: “

Я, Господи, хотя первым и познал Тебя в телесном обличии[862], но не усомнился поверить тому, что увидел, хотя Ты и явился мне в иной субстанции, чтобы неуверовавшие поняли, что не по плоти, но по духу [будут их] судить”. Ему будет вторить блаженный Моисей: “Я, Господи, по Твоему велению передал всем им заповеди, чтобы незнающих, раз их свободная вера не удержала, то хоть сказанная заповедь удержала бы. Я сказал: “Не прелюбодействуй”[863], так я остановил свободу распутства; я сказал: “Люби ближнего твоего”[864], чтобы возросла любовь; я сказал: “[Только] одному Богу служи”[865], чтобы они не поклонялись идолам и не допускали, дабы были капища. Я установил, чтобы не звучали ложные свидетельства, так я положил предел всяческой лжи. Я делом и словом, руководимый духом Твоей добродетели, [пребывающей] во мне, изложил все от сотворения мира [в Пятикнижии], дабы неведающим ознакомление с верой предков дало [понимание] будущего. Я, Господь Иисус, предрекал Твое появление, так что не было им нежданным узнать о том, о чем я предсказывал ранее”.

5. После него встанет почтённый Богом своим в потомстве Давид[866]: “Я Тебя, Господи, повсюду возвестил, я провозгласил, что должно полностью подчиняться народу Твоему; я сказал: “Блажен муж, боящийся Господа”[867], я сказал: “Да торжествуют святые во славе”[868], я сказал: “Желание нечестивых погибнет”[869], дабы они узнали Тебя и перестали грешить. Я, будучи наделен царской властью, облекшись во власяницу, посыпав [голову] прахом и сложив знаки своего достоинства, совлек [с себя] одежды, чтобы неверящим был дан пример кротости и смирения. Я врагов своих, которые хотели меня убить, пощадил, чтобы они попробовали подражать моему милосердию”. После него не умолчит почтённый Духом Божьим Исайя: “Я, Господи, Тобой через говорение уст моих предостерегал: “Горе вам, прибавляющие дом к дому”[870], так я ограничил алчность. Я свидетельствовал грешникам, что грядет Твой гнев, дабы удержало их от злодеяний, если не упование на награды, то хотя бы страх наказания”.

6. После множества тех и других, кто являл нам достоинства веры, сам Сын Божий скажет так: “

Больным и всем расслабленным я вернул здоровье, глухим - слух, слепым - зрение, немым - голос, хромым - ноги, так побуждал я вас небесными знамениями, чтобы легче вы поверили в Меня и в то, о чем Я говорил. Я вам обещал Царствие Небесное; Я также, дабы вы имели [перед собой] пример милосердия, разбойника, признавшего Меня при смерти своей, поместил в раю, чтобы хотя бы вере его, которой он заслужил себе прощение грехов, вы последовали. Также Я дал вам пример, дабы и сами вы могли претерпеть, как Я за вас претерпел, чтобы не колебался человек и пострадал, раз Бог за человека пострадал. Я, чтобы вера ваша не расстроилась, явился после Воскресения. Я через Петра увещевал иудеев, Я через Павла обращался к язычникам - и не напрасно: есть плод [дела] добрых. Дело мое добрые приняли, верные претворяли, благочестивые исполняли, милосердные завершали: и большая часть их ныне мученики, большая - святые. А ведь и они пребывали в той же плоти, в том же мире. Почему же в вас Я не нахожу никакого доброго дела, племя змеиной породы? Каре зла вашего вы не положите предел и в Судный день ваш. К чему ваши молитвы, обращенные ко мне, если делами и поступками вы отвергаете [Меня]? Где ныне ваше богатство, где почести, где могущество, где ваша [жажда] наслаждений? Никакого нового приговора Я вам не скажу: полyчите вы суд, который предрекал Я вам ранее”.

7. Тут несчастным так вслух прочтет Евангелист: “Ступайте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов”[871]. О, [сколь] несчастны те, которых это не встревожит: увидят они свою кару и славу других. Они наслаждаются [бренным] миром в то время, как вечностью, приуготовленной святым, наслаждаться не будут; накапливают в изобилии богатства, устремляются к золоту, в то время как рядом пребывают бедные и нуждающиеся; в миру они богатые, а в вечности они будут бедными, о которых написано: “Богатые бедствуют и терпят голод”[872]. И далее Писание добавляет о добрых: “А ищущие Бога не терпят нужды ни в каком благе”[873].

Итак, сестра, пусть они смеются над нами, пусть говорят, что мы глупы и убоги. Примем же с радостью поношения, которыми умножится нам слава, а им - наказание. И не смеемся мы их глупости, но скорее сочувствуем несчастью, ибо среди них большая часть - наши, которые, если нам удастся приобщить их к себе, послужат умножению нашей славы. Но, [впрочем], пусть поступают, как хотят, они нам словно язычники и публиканы[874]; мы же позаботимся о собственном спасении и безупречности. Если ныне они радуются нашим скорбям, мы потом порадуемся их муке. Будь здорова, дражайшая и во Христе, любимейшая сестра[875].

II. Письмо святого Севера к сестре Клавдии о девстве[876]

1. О том, сколь великое блаженство на небесах обретает святое девство, мы узнаем еще до [всяких] свидетельств церковных писаний даже по своему собственному опыту, когда выясняем, что высокая награда ожидает тех, кто прошел особое посвящение. Ибо, когда вся масса верующих получает равные дары благодати и все гордятся этими благословениями таинств, девство имеет перед прочими нечто особое, из-за чего в святом и незапятнанном стаде церковном девы - как более святые и чистые за усердие свое - заслуженно отмечаются Святым Духом и через первосвященника Бога приносятся в жертву на алтаре[877]. Воистину, достойная жертва Богу - приношение дорогостоящего животного, но никакая [иная] жертва не будет Ему более угодна, чем образ Свой[878]. Именно о них, я полагаю, Апостол прежде всего и говорит: “Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу”[879]. Следовательно, девство обретает и то, что другие имеют, и то, что другие не имеют, и вместе с тем оно обладает и общей и особенной благодатью, и выделяется особым, как я уже сказал, отличием при посвящении. Ибо авторитет церкви дозволяет нам называть дев невестами Христовыми, поскольку та, которая посвящает себя Богу, как бы одевает свадебные одежды, являя тем самым в высшей степени духовный брак, благодаря которому девы незаметно ускользают от плотского сожительства. И [более] почетно с Богом через брачный договор духовно сочетаться, чем отвергнуть Его любовь ради брака человеческого. В девах наиболее исполнилось то, о чем [говорил] Апостол: “Соединяющийся с Господом есть один дух [с Ним]”[880]. 2.

Велика, как я уже сказал, и удивительна эта добродетель и заслуженно за великие труды свои предопределена дева к великой награде. Сказано: “Так говорит Господь: “Тем [т.е. евнухам - А.Д.] дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится”[881]. Об этих евнухах Господь вновь повторяет в Евангелии: “И есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного”[882]. И хотя велик труд целомудрия, но еще больше награда; временно обуздание, но вечно воздаяние. Ибо о таких и блаженный Апостол Иоанн говорит, что “они следуют за Агнцом, куда бы Он ни пошел”[883]. Это, я полагаю, так [надо] понимать, что никакое им место во дворце небесном не закрыто и все обиталища Божественного местопребывания им доступны.

Потому, те всегда не верят в непорочность, кто ее или не имеет, или против своей воли принуждается к ней.

4. Итак, поскольку ныне мы объяснили, что по труду будет и награда непорочности, то для того, чтобы дело, которое и великой добродетелью известно и к великой награде предназначается, не могло быть лишено своего плода, следует бдить более усердно. Ибо насколько более возвышеннее идея, настолько же с большим попечением ее следует охранять.