Compositions

 Answer. It seems to me that this is blasphemous, and belongs to every folly to suppose that the Godhead is only in heaven and in paradise, and not everywhere. But everywhere there is One Who holds all things, Who holds the things in heaven, on earth, and under the earth. We say that the incarnate soul of God the Word, which has reached hell, is in the hand of the Father. At the same time, Christ was in Paradise His Divine principle, and brought with Him the soul of the thief. Thus we confess that He lives in the hand of the Parent. God is in heaven, on earth, in the seas, and in all the deeps, as David said. And he said that the ends of the earth were in his hand. And again: "If I ascend to heaven, and You are there," if I descend, then you will come to hell. If heaven is the highest, then hell is deepest. In them there is Divinity at the same time. The Divinity holds everything. The God-speaking Fathers clearly proclaim that Christ by His Divine principle dwells everywhere, being with the Father, and puts His soul in His hand. And the souls of the righteous are in the hand of the Lord, as the Prophet said, how much more is the soul of God the Word there. The same Prophet teaches us that paradise is on earth and we are visible. For the Lord did not say to the thief crucified with Him on the cross: "Thou art with Me today in paradise," but He Who expelled Adam and had mercy on the soul of the thief leads the thief into this place.

(165) Question. But what does Isaiah mean when he says on behalf of God, "On my hand I have painted thy walls with paint"—what we understand is said about paradise. The Apostle, speaking of the same paradise, writes: "The heavenly Jerusalem is free," which is our mother, and by it we understand nothing else but paradise.

 Ответ. Мне думается, что это скорее идет на пользу нашего ответа, чем опровергает его. Приводятся слова, что рай — это «место садовое», «хранилище плодов за оградами и стеною». То ли же самое имя у рая и Иерусалима? Или у неба и Эдема? В этом раю, как рассказывает Моисей, который был от Бога, «насадил Бог рай в Эдеме на востоке», а не на небе на востоке. И «источник исходит из Эдема, чтобы напоевать рай», а не сходит с неба. Источник разделяется на четыре части. Где на небе ты найдешь смоквы, финики, розы и прочее, то, чем рай осенен и цветет? Есть ли на небе источники и реки; и растение преступления заповеди? Послушай и теперь написанное Моисеем, что из одного источника исходят четыре реки, которые имеют названия. Их имена видятся простыми. Одна из рек называется Фисон — она обтекает Миры и Инды, и они называют эту реку Гансис, а эллины — Истр и Инд. Сремены и славяне, живущие на реке, называют ее Данувий, а Готы — Дунай. Всю эту землю она обходит, затем — Эфиопию и страны Елуминские (проходя первой Эфиопию), оттуда течет в сторону юга и на запад. Гадир впадает прямо в славный Океан.

(166) Вопрос. Хватит, человеколюбивый отче. Но опиши нам словом течение второй реки, чтобы окончательно нас порадовать.

 Ответ. Вторая река — Геон, египтяне называют ее Нил. Она везде льется медленно, и каждый год напояет Египет. По ней ходят корабли под парусами. Река эта велит пахать землю плугом, и она сохраняет и водные стада, и земные. Можно есть и траву, и мясо. Река проходит великую Эфиопию и течет по малой, в Анумите, Влемуе и Аксумите, в стране Фиваидской и Египетской, и там впадает в море. Иеремия, многострадальный среди пророков, который утихомиривал обращения к Египту взбесившегося умом Израиля, явно возглашает: «Что тебе до земли Египетской — чтобы пить Геонскую мутную воду?!», то есть Нильскую мутную воду.

(167) Вопрос. Мы молим, чтобы мы не расслабились, поскольку час уже поздний. Но вкратце скажи и о третьей реке: откуда она начинается и где кончается?

 Ответ. После второй, из того же водного источника исходящая река — это Тигра, как ее называет Священное Писание. Она выходит прямо пред Ассириею, огибает страны востока, погружается под землю на долгое расстояние, и опять вытекаете сквозь Армению, и разделяется в Ассирийской стране.

(168) Вопрос. Ты совершенно обрадовал нас своим словом. Удостой нас тем, что поведаешь о движении четвертой реки.

 Ответ. Из того же родника вытекает четвертая река, прозываемая Евфрат. И некие индские из рая осенние листопады плавают по воде. Река приносит их, наподобие пурпурных лилий. Эта река, долго протекая под землей, выходит опять в Армении, а оттуда течет в Вавилон. Каждый может переплыть ее на лодках. Но тьмы кораблей тонут в ней, заблудившись под землей, и страдают от отсутствия пути, когда пытаются направить корабли вспять. Ищущие рай предпочитали идти по земле. Некоторые корабельщики предпринимали попытки доплыть до истоков, чтобы найти тот невидимый рай, где был Адам. Проплыв долгое время, они оказывались далеко от обитаемых мест, где все плавилось под огнем солнца, отчего река клокотала, и нельзя было даже кончиками пальцев прикоснуться к воде. И они возвращались в свою землю, ничего из брашен так и не забрав, а только потратив много времени, как писали некоторые египтяне. Корабельники погрешили против того, чему явным образом учил Соломон: «Того, что глубже тебя, не исследуй, и то, что выше тебя, не испытывай, а что тебе повелено, то разумей». Если, согласно нелепому Оригену, на земле нет рая, то почему узнали о нем те египтяне? Почему тогда и божественный Моисей — первый создатель Священного Писания — сказал: «И спустился Господь в рай» — а не «взошел»; «ввел Господь Адама в рай» — а не «возвел»! А если на земле нет рая, следуя говорящим кощунственное, то исток не разделяется на четыре: ибо откуда вытекают Гион, Фисон, Тигр и Евфрат. Где на небе смоквы, ибо из листьев смоковных сшили себе опоясания Адам и Ева по преступлении своем? Если рай — это не чувственно воспринимаемое место, то во всяком случае там нет смокв. Если нет растения, от которого вкусили прародители, то раз не съели, то и не преступили заповедь ни Адам, ни от него Ева, ни от них обоих мы, и другие после нас.

(169) Вопрос. Не думаешь ли ты, что если диавол пал с неба, то и падение человека, о котором мы говорим, тоже явно было с неба?

 Ответ. Мы прямо говорим, что старый злодей бес разбился, упав от вышних. Зритель Херувимов Иезекииль оплакивал его со словами: «Как пал с небес денница». В согласии с этим рабом Божиим Господь сказал в Евангелиях: «Я видел сатану, который, как молния, пал с небес». Но о Адаме нигде в Священном Писании этого не найдется. Хотя и обычно говорить о человеке, что он пал, и говорить «после падения Адама», но небеса к этому падению никак не относятся. Так и о воине мы говорим «падение», что он от богатства и славы дошел до нищеты. Или что от делания добра обратился к худшему. И что от девства устремился на блуд и изматывание тела. Неужто подобает думать, что все эти люди падают с неба? Нет, подобает осмыслять, и призывать на помощь Божественное Писание, руководствуясь указаниями Моисея, описавшего святое. Ибо у Моисея сказано: «И поставил Бог человека возделывать и охранять рай». От кого его надо блюсти, если Ангелы на небесах не умеют воровать? И нет там медведей, которые пожирают плоды, нет свиней и никаких других скотов. Нет диких вепрей, которые раскапывают траву, нет [медведей], которые, разрушая ульи, пожирают соты. Нет кровожадных львов или хищных волков, орлов и грифов, и никаких существ, которые есть у нас, нет на небесах. Эти животные, ужасаясь одного только прещения Адама, медлили и боялись подступить к раю, ибо все трепетали перед ним из–за его голоса, до преступления заповеди. Когда же Адам преступил заповедь, то сказано, что «он был изгнан из рая», а не сверху был изгнан. И поселился он, как сказано, прямо неподалеку от рая. Были приставлены Херувимы и пламенное оружие, которое обращено, чтобы охранять «вход», а не «восхождение» к дереву жизни. Оружие обращено, чтобы устрашить идущих на рай неразумных существ — бесов. Это обычно делают сторожа, которые криком отгоняют птиц и четвероногих от виноградников и маслин. А обращением находившегося в руке копья, его блеском, устрашенный человек отошел еще дальше, даже не помышляя о краже плодов. [Ведь] и метание из пращи быстро летящего камня на далекое расстояние отгоняет дикого разбойника.

(170) Вопрос. Чем, ты думаешь, являются кожаные одежды, в которые Господь одел Адама и Еву после их падения? Мы слышали, что кто–то хорошо говорил, что человек был тогда умом, в логическом смысле понимаемым, и бестелесным, разумом понимаемым животным. А после того, как он согрешил, не послушав Бога, то душа отделилась от ума, и о душе по этой причине так говорится. Ибо остыло тепло ума. Человек мог бы пребывать и служить вместе с горними Ангелами, но [был вынужден] облечься в это тело, которое Писание называет кожаными ризами. Они надеты на согрешившего в мучение. Потому святые и молились Богу, чтобы умереть и избавиться от мучения. Ибо Давид говорит: «Выведи из темницы душу мою»; Павел: «Я человек подвластный страсти, кто избавит меня от тела смерти сей?»; Иов беспрестанно молил о смерти, потому что не выдерживал страдания, доставляемого «кожаными одеждами», будучи внутри тела.

 Ответ. Я, поняв это, уже выше сказал вам, что вы идете за колдовской мыслью Оригена и пагубными его учениями, которые сбивают с пути простых и неискушенных людей. Согрешают души не на небесах, осуждаемые на муку и потому бессильные присоединиться к служению сверх меры. Если они заключаются в темницу этого тела для исправления или протрезвления, то почему они в нем и согрешают? Тот, кто мучается в темнице, тот явно, даже если и хочет согрешить, то не может этого сделать. И что же тогда бесы, вместе с диаволом, которые воспринимаемы умом и бесплотны, когда согрешили и пали с небес, были помещены не в тело, наподобие как у нас, для протрезвления и исправления? Тогда напрасно и Моисей молился за народ, чтобы их были тысячи, чтобы их было без числа, как песка морского. Вы хотите стольких мысленных сил, согрешивших на небесах (т. е. бесов), стащить вниз, в тела, чтобы прибавилось земных существ? Богомудрая Анна молила Бога о прибавлении чад. И разве она требовала, чтобы мысленные силы упали с неба — и она родит человека? Или опять, божественный песнопевец Давид за праведников молился, что «увидишь сыновей твоих сыновей». Неужто он хотел падения вниз вышемирных сил, чтобы умножить род праведных людей *? И если душа согрешает на небесах и прикрепляется к нашим телам для мучения, почему и душа, никак не грешившая подобным же образом, как и они осуждается быть мучима в теле? Сам Бог свидетельствует о праведном Иове, сказав еще прежде, чем Иов проявил мужество перед диаволом: «Нет на земле человека, равного Моему любимому Иову, который праведен, истинен, непорочен, богочестив, и бежит от любого лукавства».

(171) Вопрос. Но посмотри, что здесь извещено в этих словах «нет на земле человека…» — этим указывается, что есть и другие люди, существование которых понимается умом, на небе. И согрешивший из их числа Иов был прикреплен к телу для мучения, и очистился деланием доброго. Прежде повреждений Иову о нем было свидетельство, что он праведнее земных людей — но не небесных!