Compositions

(168) Вопрос. Ты совершенно обрадовал нас своим словом. Удостой нас тем, что поведаешь о движении четвертой реки.

 Ответ. Из того же родника вытекает четвертая река, прозываемая Евфрат. И некие индские из рая осенние листопады плавают по воде. Река приносит их, наподобие пурпурных лилий. Эта река, долго протекая под землей, выходит опять в Армении, а оттуда течет в Вавилон. Каждый может переплыть ее на лодках. Но тьмы кораблей тонут в ней, заблудившись под землей, и страдают от отсутствия пути, когда пытаются направить корабли вспять. Ищущие рай предпочитали идти по земле. Некоторые корабельщики предпринимали попытки доплыть до истоков, чтобы найти тот невидимый рай, где был Адам. Проплыв долгое время, они оказывались далеко от обитаемых мест, где все плавилось под огнем солнца, отчего река клокотала, и нельзя было даже кончиками пальцев прикоснуться к воде. И они возвращались в свою землю, ничего из брашен так и не забрав, а только потратив много времени, как писали некоторые египтяне. Корабельники погрешили против того, чему явным образом учил Соломон: «Того, что глубже тебя, не исследуй, и то, что выше тебя, не испытывай, а что тебе повелено, то разумей». Если, согласно нелепому Оригену, на земле нет рая, то почему узнали о нем те египтяне? Почему тогда и божественный Моисей — первый создатель Священного Писания — сказал: «И спустился Господь в рай» — а не «взошел»; «ввел Господь Адама в рай» — а не «возвел»! А если на земле нет рая, следуя говорящим кощунственное, то исток не разделяется на четыре: ибо откуда вытекают Гион, Фисон, Тигр и Евфрат. Где на небе смоквы, ибо из листьев смоковных сшили себе опоясания Адам и Ева по преступлении своем? Если рай — это не чувственно воспринимаемое место, то во всяком случае там нет смокв. Если нет растения, от которого вкусили прародители, то раз не съели, то и не преступили заповедь ни Адам, ни от него Ева, ни от них обоих мы, и другие после нас.

(169) Вопрос. Не думаешь ли ты, что если диавол пал с неба, то и падение человека, о котором мы говорим, тоже явно было с неба?

 Ответ. Мы прямо говорим, что старый злодей бес разбился, упав от вышних. Зритель Херувимов Иезекииль оплакивал его со словами: «Как пал с небес денница». В согласии с этим рабом Божиим Господь сказал в Евангелиях: «Я видел сатану, который, как молния, пал с небес». Но о Адаме нигде в Священном Писании этого не найдется. Хотя и обычно говорить о человеке, что он пал, и говорить «после падения Адама», но небеса к этому падению никак не относятся. Так и о воине мы говорим «падение», что он от богатства и славы дошел до нищеты. Или что от делания добра обратился к худшему. И что от девства устремился на блуд и изматывание тела. Неужто подобает думать, что все эти люди падают с неба? Нет, подобает осмыслять, и призывать на помощь Божественное Писание, руководствуясь указаниями Моисея, описавшего святое. Ибо у Моисея сказано: «И поставил Бог человека возделывать и охранять рай». От кого его надо блюсти, если Ангелы на небесах не умеют воровать? И нет там медведей, которые пожирают плоды, нет свиней и никаких других скотов. Нет диких вепрей, которые раскапывают траву, нет [медведей], которые, разрушая ульи, пожирают соты. Нет кровожадных львов или хищных волков, орлов и грифов, и никаких существ, которые есть у нас, нет на небесах. Эти животные, ужасаясь одного только прещения Адама, медлили и боялись подступить к раю, ибо все трепетали перед ним из–за его голоса, до преступления заповеди. Когда же Адам преступил заповедь, то сказано, что «он был изгнан из рая», а не сверху был изгнан. И поселился он, как сказано, прямо неподалеку от рая. Были приставлены Херувимы и пламенное оружие, которое обращено, чтобы охранять «вход», а не «восхождение» к дереву жизни. Оружие обращено, чтобы устрашить идущих на рай неразумных существ — бесов. Это обычно делают сторожа, которые криком отгоняют птиц и четвероногих от виноградников и маслин. А обращением находившегося в руке копья, его блеском, устрашенный человек отошел еще дальше, даже не помышляя о краже плодов. [Ведь] и метание из пращи быстро летящего камня на далекое расстояние отгоняет дикого разбойника.

(170) Вопрос. Чем, ты думаешь, являются кожаные одежды, в которые Господь одел Адама и Еву после их падения? Мы слышали, что кто–то хорошо говорил, что человек был тогда умом, в логическом смысле понимаемым, и бестелесным, разумом понимаемым животным. А после того, как он согрешил, не послушав Бога, то душа отделилась от ума, и о душе по этой причине так говорится. Ибо остыло тепло ума. Человек мог бы пребывать и служить вместе с горними Ангелами, но [был вынужден] облечься в это тело, которое Писание называет кожаными ризами. Они надеты на согрешившего в мучение. Потому святые и молились Богу, чтобы умереть и избавиться от мучения. Ибо Давид говорит: «Выведи из темницы душу мою»; Павел: «Я человек подвластный страсти, кто избавит меня от тела смерти сей?»; Иов беспрестанно молил о смерти, потому что не выдерживал страдания, доставляемого «кожаными одеждами», будучи внутри тела.

 Ответ. Я, поняв это, уже выше сказал вам, что вы идете за колдовской мыслью Оригена и пагубными его учениями, которые сбивают с пути простых и неискушенных людей. Согрешают души не на небесах, осуждаемые на муку и потому бессильные присоединиться к служению сверх меры. Если они заключаются в темницу этого тела для исправления или протрезвления, то почему они в нем и согрешают? Тот, кто мучается в темнице, тот явно, даже если и хочет согрешить, то не может этого сделать. И что же тогда бесы, вместе с диаволом, которые воспринимаемы умом и бесплотны, когда согрешили и пали с небес, были помещены не в тело, наподобие как у нас, для протрезвления и исправления? Тогда напрасно и Моисей молился за народ, чтобы их были тысячи, чтобы их было без числа, как песка морского. Вы хотите стольких мысленных сил, согрешивших на небесах (т. е. бесов), стащить вниз, в тела, чтобы прибавилось земных существ? Богомудрая Анна молила Бога о прибавлении чад. И разве она требовала, чтобы мысленные силы упали с неба — и она родит человека? Или опять, божественный песнопевец Давид за праведников молился, что «увидишь сыновей твоих сыновей». Неужто он хотел падения вниз вышемирных сил, чтобы умножить род праведных людей *? И если душа согрешает на небесах и прикрепляется к нашим телам для мучения, почему и душа, никак не грешившая подобным же образом, как и они осуждается быть мучима в теле? Сам Бог свидетельствует о праведном Иове, сказав еще прежде, чем Иов проявил мужество перед диаволом: «Нет на земле человека, равного Моему любимому Иову, который праведен, истинен, непорочен, богочестив, и бежит от любого лукавства».

(171) Вопрос. Но посмотри, что здесь извещено в этих словах «нет на земле человека…» — этим указывается, что есть и другие люди, существование которых понимается умом, на небе. И согрешивший из их числа Иов был прикреплен к телу для мучения, и очистился деланием доброго. Прежде повреждений Иову о нем было свидетельство, что он праведнее земных людей — но не небесных!

 Ответ. Мне думается, что зрение и осязание надежнее, чем слух. Мы оставим без размышления и руководства то, что слышим, и скорее будем исследовать то, что видим. Ты не можешь показать, что сказанное об Иове (что «на земле») подтверждает, что на небе есть люди, существование которых понимается умом. Рассмотри то, что явным образом тебе дано в божественном слове. В течение времени первым среди праведников был Авель. Затем Сиф, затем Енох, Ной, потом Авраам, Исаак и Иаков. Они все умерли и под землю ушли. В те годы единственным праведным из земных людей был Иов. Как и Лот в пяти городах Содома оказался единственным живым творцом доброго. И праведно, что он избежал смерти *. Но все праведники умерли раньше и были уже под землей. И единственный из тех, кто на земле, праведник был Иов. А то, что он не согрешал подобно им, что он дошел до праведности не в осуждении за смешение с телом, мы учимся от тех, кто были после него. Какую показал добродетель божественный Иеремия, прежде чем выйти из ложесн: Бог свидетельствовал о его святости! Какие дела мог сделать Иоанн, когда его мать еще носила его в утробе, наподобие Бога Слова, носимого во чреве Приснодевы? Но он обрел дерзновение, которое проявил. И если были под небесами, по вашим словам, безгрешные, то за что они наравне с осужденными были скованы телом? Отойди от тех, кто утверждает, что души лгут прежде своего существования. Чтобы не дерзнули назвать и твою душу, что она одушевляет ум.

(172) Вопрос. Если душа не сначала в небесах, а потом, согрешив, изгоняется в настоящую (нынешнюю) жизнь ради телесного совокупление и рождения, то почему Давид, оплакивая это, говорит: «В беззаконии я зачат и во грехах родила меня мать моя»?

 Ответ. Ничего из этого не подлежит Оригеновой болтовне. То, что сказал Давид «в беззаконии я был зачат» — в беззаконии начал действовать, смешался с похотью и впал беззаконие и, нанеся рану любодейства, тотчас прибавил и убийство. Эти слова являют, как он скорбит, когда похоть держит его, чтобы погибнул в беззаконии. Закон велит не убить и не желать жены ближнего. А слова «во грехах родила меня мать моя» и до нынешнего дня сбываются. Ибо многие матери не по причине любви, как Сарра, Ревекка, Анна, Елисавета, лежат со своими супругами, но в зависти и ссорах, и хулы обращают к телу, непреклонны и непокорны и, делая такой выбор, рождают много раз младенцев. Это Давид и подразумевал, что от такой жизни вместе он изначально произошел от родителей. Но свободно от всякого греха и выше обвинений соединение супругов, следующее Закону. Ибо рождение детей наказал Господь, создав из Адама женщину, и от того совокупления научил совокуплениям до сегодняшнего дня, сказав: «Разрастайтесь и умножайтесь, и наполните землю, и обладайте ей». Почитая ту же самую жизнь вместе, Господь просвещает Своим присутствием брак в Кане Галилейской, когда Он обедал с ними, и явил, что при недостатке для пиршества даровал вино из воды. В Евангелиях Он говорит, богословя: «Посему оставит человек своего отца и свою мать и прилепится к своей жене, и будут оба одной плотью». И через Павла Он сказал: «Брак почтен и ложе неоскверняемо. А блудникам и любодеям судья — Бог». Сам Христос говорит: «Отец не судья ни единому человеку, но весь суд отдаст Сыну» — не в беззаконии наше зачатие по Христу: [еще] в утробе Иеремия свят. Иоанн радостью [взыграся во чреве]. Слово и Бог стал человеком в неизреченном Зачатии. Не по причине, не ради душ возникли тела. Одно не старше другого. Но по причине неизреченной по своему образу благости Бог создал нас совокупно — нераздельно [душу с телом]. А когда мы отпали от правосудия и милосердия Бога и остались без Божества, то опять по причине Своей благости Бог соткал теперь мягкое тело для одетых в грубую кожу. Те, кто вне райского наслаждения и божественной одежды, теперь берут на себя труды полного страданий человеческого жития. И эти люди испытываются не прежде возникновения, не с возникновением, но после возникновения, как мы и узнаем. И не обманемся, что, мол, души отпадают от небес и входят в тела. Тех, кто девствует, воздерживается и сливает семя, мы тогда должны похулить как душегубцев, которые в чреслах вместе с семенем раздавливают душу. Далеко отбеги от вводящих в заблуждение, что душа, после своего возникновения находит существование: человек не старше и не моложе самого себя.

(173) Вопрос. Как мы должны думать, чту Бог сделал, чтобы облечь Адама в кожаные одежды: заколол скот?

 Ответ. Я тебе опять отвечу, любитель поспорить. Что легче и не требует труда: поставить небо; из воды, и основать землю не на воде, и собрать тьму воды в единое собрание, и каждую вещь украсить подобающим образом: звездами увенчать небо, растениями расцветить землю, для рыб сотворить их производящее море… — или сшить кожу, и одеть обнаженного в получившуюся одежду? Создать живое существо — или одеть его? Высушить море повелением и шестьсот тысяч мужчин с женщинами и детьми перевести неомоченными ногами — или повелением одеть нуждающихся в разрезанное? Разверзнуть нерассекаемый камень и источить воду — или одеть нагого? Обратить вспять Иорданскую реку и перевести людей — или одеть нагих? Прах одушевить и дать жизнь — или покрыть одеждой произошедшее из нее разумное существо?

(174) Вопрос. Но скажи нам, кто заколол и что за животное закололи? И кто из него сшил кожаную одежду? Если об этом будет даровано слово, то мы вынуждены будем не сопротивляться тому, что ты говоришь.

 Ответ. Покажите и вы бойню и заколотых животных, и какое их было число, что Нил стал красным. Ведь неожиданно столь великая река превратилась в кровь, подчиняясь Богу Моисееву. Где мясо бесчисленного заклания скота, с помощью которого в кровь превратилась столь большая вода, что по ней ходят корабли? И как Святой Единосущный Живой Бог и Слово, Носящий плоть, воскрес из ради нас бывшей могилы и, будучи в ней без одежды, явился не обнаженным — кто одел Того, Кто одевает все? Если все это подвластно Божию проявлению воли, то я верю, что наш прадед облекся в эту кожу. Не в суетном смысле наши тела — кожа; в кожу после вкушения запретного оделась наша душа. Прежде вкушения и преступления было очерчено сооружение тела. Но и ребро у Адама было отъято до преступления, а ребро невозможно представить бесплотным. И какая была им нужда одеваться в листья смоковницы, если они были бесплотными?