«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

27. Вопрос: Что должно делать человеку, когда во сне придет ему искушение в поругание плоти? Ответ: Если кто-либо найдет противника своего спящим и станет попирать его ногами, не может попирающий ругаться над тем, кого попрал, ибо не победу приобрел, а более осуждение себе; так и искушение, случившееся во сне, не действительно.

28. Вопрос: От чего может человек получить благодать любить Бога? Ответ: Когда кто увидит брата своего в прегрешении и станет вопиять к Богу о помощи ему, тогда получит уразумение, как должно любить Бога.

29. Вопрос: Приобретением каких добродетелей или сохранением каких заповедей может человек спастись? Ответ: Четыре суть добродетели, придлежащие человеку: пост, и молитва, и рукоделие, и телесное целомудрие. Противоборствуя сим добродетелям, сатана изверг Адама из рая, запнув его вкушением, и, введя в стыд, понудил его бежать, чтобы скрыться и не прийти пред Бога, дабы не было прощено ему прегрешение, когда бы поклонился Он Богу. Когда же Адам изгнан был из рая, вознамерился диавол леностью осудить его на другие прегрешения, надеясь впоследствии отчаяньем удержать его в своей власти. Человеколюбец же Бог, зная злокозненность диавола, дал Адаму работу, сказав: обрабатывай землю, из которой взят ты, — чтобы Адам, заботясь о деле, мог удалиться от злокозненности диавола. Итак, диавол устремляется против поста, против молитвы, против рукоделия, ибо рукоделие отсекает многие злые козни его; устремляется же он и против целомудрия. Если же кто способен будет к деланию сих четырех добродетелей, то будет обладать и всеми иными добродетелями.

30. Вопрос: Что сделавши, получает человек дарование сих добродетелей? Ответ: Если кто хочет изучить это искусство, то оставит всякое иное попечение, уничижит себя самого, и за смирение получает дарование искусства. Так и монах: если оставит всякую заботу человевескую и уничижит самого себя паче всякого человека, не думая, что он лучше кого-либо или равен кому-либо, тогда добродетели, найдя в нем делание, придут сами собою, ибо сказано: еще глаголющу ти, речет: се приидох.

31. Вопрос: Как может человек узнать, что его молитва благоприятна пред Богом? Ответ: Если не сохранит человек того, чтобы не обидеть ближнего своего каким бы то ни было делом телесным или душевным, молитва его будет гнусна и не будет принята Богом. Ибо стенания обиженного не допустят молитве его дойти до Бога. И если не примирится скоро с ближним своим, во все время жизни своей не очистится от грехов своих, ибо написано: елика свяжете на земли, будут связана и на небеси.Глава 23. Вопросы юного к старцу фивеянину о том, как должно пребывать в келье, и о созерцании1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келье? И сказал старец: совсем не иметь в келье и воспоминания о человеке.

2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце? Ответ: Сие есть совершенное делание монаха — внимать Богу неуклонно.

3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл? Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо не имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать к Сотворившему ее с молитвой, и Он расплавит помыслы, как воск, ибо Господь наш есть огнь поядай.

4. Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл ратоборствующий? Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но трудное и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу, и она, много потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл, войдя в душу, занимает ее, и таким образом душа, противодействующая помыслам, никогда не может быть свободна для созерцания Бога.

5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу? Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши ум, вознеси его горе со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно с соизволением.

6. Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия, что все совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу? Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему, он более тебя находит, чем противоречит тебе, и таким образом, дух не может удержать его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит: я сам по себе силен к тому, чтобы бороться со страстьми. Как имеющий духовного отца всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всем и не подлежит осуждению от Бога, так и предавший себя Богу совсем уже не имеет нужды заботиться о помыслах, отвергая ли их или оставляя им место войти в душу. Если и войдет помысл, вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот Отец мой, он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути он, оставив тебя, отбежит. Выше и беспечальнее такого делания нет ничего в Церкви.

7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим помыслом? Ответ: Поелику они делали от простоты и страха Божия, ради сего Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание созерцания, по изволению Божию, ради великих трудов и их любви к Богу.

8. Вопрос: Как может таковой внимать созерцанию? Ответ: Писание показало, как. Ибо Даниил созерцал Его, как Ветхаго деньми, Иезекииль — на колеснице херувимской, Исаия — на престоле высоком и превознесенном, Моисей — Невидимаго терпяше, яко видя (Евр. 11: 27).

9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда не видел? Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя на иконах?

10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество? Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым помыслам.