Compositions

12. The Saviour granted this communion of the Holy Spirit to the Apostles, for it is written: "And these rivers, I breathed, and said unto them, The Holy Spirit is unto them: To whom ye shall forgive sins, they shall be forgiven, and to whom ye hold, they shall hold" (John 20:22, 23). This is the second inspiration, since the first is lost from voluntary sins (Gen. 2:7). Of this second it is written: "Come up, breathe in thy face, and take thee away from the offended" (Nahum 2:1). Ascended, from whence come? From hell. For the Gospel tells us that this breath of His was after the Resurrection. And although he now communicates grace, yet he still wants to give more, and says to the Apostles: I am ready to communicate even now, but you cannot yet receive. For the time being, receive grace to the extent that you can contain it; However, expect more. But ye sit in the city of Jerusalem, until ye are clothed with power from on high (Luke 24:49). Now take several, then you will receive in full. For it often happens that he who receives does not make perfect use of what is given to him: but he who puts on is covered with clothing on all sides. Do not be afraid, He says, of the devil's weapons and his arrows; for you will have the power of the Holy Spirit. (Remember what was said recently that the Holy Spirit is not divided, but only the grace sent down through Him).

13. So Jesus ascended into heaven and fulfilled his promise. He said to his disciples: "I will beseech the Father, and he will give you another Comforter" (John 14:16). They dwelt in Jerusalem, waiting for the coming of the Holy Spirit: and at the coming of the day of Pentecost. (Acts 2:2), in this city of Jerusalem (1 this is the privilege we have, the blessings of which we speak are not sent down anywhere, but given to us). On the day of Pentecost, when they were together, the Comforter descended from heaven, preserving and sanctifying the Church, caring for souls, helmsman of the overwhelmed, enlightening the erring, rewarding ascetics, and crowning the victors.

14. Сошел же для того, чтобы облечь силою и чтобы крестить Апостолов. Ибо говорит Господь: вы имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 3). Не частная сия благодать, но совершенная сила. Ибо как погружающийся в водах и крещающийся со всех сторон окружен бывает водами: так и Апостолы Духом Святым крестились совершенно. Но вода внешность омывает, Дух же Святый крещает все внутреннее души, и почто удивляешься? Вот тебе чувственный пример, который хотя мал и неважен, но полезен для простых людей: ежели огнь проникая твердость железа, все оное делает огненным, так что холодное бывает горячим и черное делается светлым: ежели (говорю) огонь, будучи телом, входить в тело железа и там беспрепятственно совершает свое действие: то что удивляться, если Дух Святый входить в самую внутренность души?

15. Но дабы величие сходящей таковой благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: бысть бо внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну (Деян. 2, 2). Что означало ее сошествие? Дабы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: и исполни весь дом, идеже бяху седяще (2)? Дом оный сделался вместилищем Духовной воды. Ученики находились внутри и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в Божественную и спасительную одежду: и явишася им разделены языцы яко огненни, и седе на едином коегождо их, и исполнишася еси Духа Свята (Деян. 2, 3, 4). Приняли они огнь не опаляющий, но спасительный; огнь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Сей огнь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить; а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и Апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая: Спасительный огненный язык возвратил благодать.

16. И начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2, 4). Галилеанин Петр и Андрей то Персидским, то Мидским языком изъяснялись: Иоанн и прочие Апостолы на всех языках говорили пред язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они не учившись узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся Греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: Ритор говорит хорошо, а Грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святый вдруг научает многим языкам, которых Апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?

17. Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому Вавилонскому смешению: ибо в оном смешении языков было разделение воли, так как замысел был Богопротивный; а в сем утверждение и соединение мысли, так как целью здесь было благочестие. Чрез что отпадение, чрез то же и восстановление. Слышавшие удивлялись сему и говорили: како мы слышим глаголющих их (Деян. 2, 6). Ни мало неудивительно, если вы знаете; ибо и Никодим не знал, как приходит Дух, и ему сказано: Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши: но не веси откуду приходит (Ин. 1, 8). Равно и я не могу поведать вам, что такое Он в Существе своем.

18. Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2, 13). Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но cиe новое вино из Духовного винограда, который много раз уже приносил плоды в Пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковою, в известное время приносит новые плоды: так и сей Дух, пребывая всегда таковым, каков Он есть, и многократно действовавший в Пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо сообщалась благодать и Отцам, но здесь преизобилует. Ибо там приобщились токмо Духа Святого, а здесь крестились оным совершенно.

19. Но Петр, который имел Духа Святого и знал, кого имеет в себе, говорить, мужие иудейстии, (Деян. 2, 14), которым известен Пророк Иоиль, но которые не разумеете, что написано у него: не бо, якоже вы непщуете, сии пияни суть (15). Они упились, но не тем, что вы предполагаете, но тем, о чем написано: упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости напоиши я (Пс. 35, 9). Упились упоением трезвенным, умерщвляющим грех и оживотворяющим сердце, упоением противным упоению телесному: ибо cиe производит забвение того, что было известно, а оное сообщает познание о вещах неизвестных. Упились, испив вина от Духовной лозы, которая говорит о себе: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15, 5). Ежели же вы мне не верите, то уразумейте истину слов моих из самого времени: есть бо час mpemий дне (Деян. 2, 15). Ибо в третий час, по словам Марка, Распятый в третий час ныне ниспослал сию благодать. Ибо не иная благодать Распятого, а иная теперь действующего; но Тот, Который был распят и обещал, теперь исполняет обещание Свое. Если же хотите иметь свидетельство, то слушайте, говорит Петр: си есть реченное Пророком Иоилем: и будет по сих, глаголет Господь, излию от Духа моего (Иоил. 2, 28). Чрез слово излию изображается обильное дарование: не в меру бо Бог дает Духа. Отец любит Сына, и вся даде в руце Его (Ин. 3, 34–35). Он дал Ему власть давать и благодать Всесвятого Духа, кому Он благоволит. Излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваша (Деян. 2, 17. Иоиля 2, 28); и потом: и на рабы моя, и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего и прорекут (Деян. 2, 18. Иоиля 2, 29). Дух Святый не смотрит на лица: Он не ищет внешних преимуществ, но благочестия души; и богатые да не возносятся, и бедные да не унывают; приготовляй только всякий себя к принятию небесной благодати.

20. Много уже ныне сказано вам, и может быть утомился слух ваш: но еще больше оставлено, и поистине, чтобы изложить учение о Святом Духе, потребно третье, потребны многие поучения; но простите мне cиe: ибо хотя по причине наступления Святого праздника Пасхи продлил я ныне мое слово, однако же всех свидетельств, которые бы надлежало предложить из Нового Завета, предложить я не мог; не приведены еще мною многие свидетельства из Деяний апостольских, где повествуется, как благодать Святого Духа действовала в Петре и во всех вместе Апостолах; не приведены также многие свидетельства из Посланий Соборных и Павловых четырнадцати Посланий: из всех сих Писаний, как с великого луга цветы, постараемся теперь собрать свидетельства по крайней мере не многие, чтобы воспомянуть об них.

21. Силою Святого Духа, изволением Отца и Сына став Петр со единонадесятьми, и воздвиг глас свой (Деян. 2, 14), (так как сказано:) возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму (Ис. 40, 9), духовною cетью своих слов уловил около трех тысяч душ: толь сильно благодать действовала во всех Апостолах, что те самые иудеи, которые распяли Христа, в толь многом числе уверовали, крестились во имя Христово и постоянно пребывали в учении Апостолов и в молитвах. Тою же потом силою Святого Духа Петр и Иоанн, когда входили во храм на молитву в девятый час дня, при красных вратах, именем Иисуса, исцелив хромого от рождения, имевшего четыредесять лет (Деян., 3, 1, 2, 12). (да исполнится сказанное:) тогда скочит хромый, яко елень (Ис. 35, 6); духовного учения мрежею уловили пять тысяч человек вдруг уверовавших; а заблудивших Князей народных и Первосвященников обличали не своею мудростью, ибо они были люди неученые и простые, но действием Духа Святого; ибо написано: тогда Петр исполнився Духа Свята, рече к ним (Деян. 4, 8). И чрез двенадцать Апостолов благодать Святого Духа столь сильно действовала в веровавших, что у них, как сердце и душа была едина, так и употребление имений было общее; и поелику владельцы поместьев и домов с благоговением приносили цену за продаваемое имение, то между ними не было никого бедного. Когда же Анания и Сапфира дерзнули солгать Духу Святому, то восприяли достойную казнь.

22. Руками же Апостольскими быша знамния и чудеса в людех многа (Деян. 5, 12). И толикая изливалась на Апостолов духовная благодать, что они были страшны, при всей своей кротости. Ибо от прочих никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие (13); прилагахуся же верующие Господеви, множество мужей же и жен (14). Улицы же наполнились больными, лежащими на постелях и кроватях, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них(15). Схождашеся же множество от окрестных градов во Святый сей Иерусалим, приносяще недужныя и страждущия от дух нечистых, иже исцелевахуся вси (16) сею силою Святого Духа.

23. Также двенадцать Апостолов, быв ввержены Архиереями в темницу, когда чудесно изведены были из оной во время ночи Ангелом, и из храма приведены были к ним в судилище; то безбоязненно обличали их в своем к ним слове о Христе. Присовокупили к сему и то, что и Духа Святого даде Бог повинующимся Ему (Деян. 5, 32): и быв биты, идяху радующеся (41)» и не престаяху учаще и благовествующе Иucyca Христа (42).

24. Не только же в двенадцати Апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первородных сынах бесплодной некогда Церкви сей, т. е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: исполнены Духа Свята и премудрости (Деян. 6, 3); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, муж исполненный веры и Духа Свята (5) творяше знамения и чудеса велия в людех (8); а препирающихся с ними побеждал; не можаху бо противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше (10). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом: воззревше бо нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его, яко лице Ангела (15). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных иудeeвь, людей с необразованным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого: то узpел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорить Божественное Писаниe, сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию, и Ииcyca стояща одесную Бога (Деян. 7, 55).

25. Тою же силою Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во Граде Самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых, и множество уверовавшего народа приводил ко Христу: а Петр и Иоанн, по прибыли своем, с молитвою и возложением рук сим веровавшим сообщали Духа Святого, Коего по справедливости недостойным почтен один Симон волхв: а никогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Eфиoпского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29), научил Ефиоплянина и препослал в Eфиопию проповедника Христова, как написано: Ефиопия предварит руку свою к Богу (Пс. 67, 32), и быв взять Ангелом; проповедовал Евангелие в прочих городах.