Creations and Hymns

Но когда слышишь о свете ведения, не думай, что это есть только ведение без света; потому что это не называется сказанием или словом ведения, но светом ведения, или ведательным светом, поколику свет сей раждает в нас ведение: ибо невозможно иным способом познать кому–либо Бога, кроме созерцания света, посылаемаго от сего самаго света (т. е. Бога). Как тот, кто разсказывает другим о какой–либо стране, или каком человеке, разсказывает то, что видел и что знает, а те, которые слушают его, не могут по одному слуху познать того человека или ту страну так, как знает их видевший и разсказывающий: так и о небесном Иерусалиме, о Боге, невидимо в нем обитающем, о пресветлой славе лица Его, о действии и силе Святаго Духа, т. е. света, никто ничего не может сказать вернаго, если не увидит наперед умными очами души своей сего света и не познает точно осияния и действия его внутри себя самого. Тот же, кто слышит из Божественнаго Писания о тех, кои видели Бога благодатию Св. Духа и говорят о Боге, тому одному научается, что видит написанным в Писании, почему не может сказать о себе, чтобы познал Бога чрез одно слышание написаннаго. Ибо как можно познать того, кого не видишь? Если не можем мы чрез одно видение познать человека, котораго видим, то как возможно нам познать Бога чрез один слух? Свет есть Бог, и созерцание Его есть как свет; почему чрез узрение света бывает первое ведение, которым познается, что есть Бог.

Как в отношении к человеку, о коем сначала слышит кто, а потом видит его, бывает, что слышавший тогда лишь, когда уже увидит его, познает, что это тот самый человек, о коем он слышал, — или даже и этим способом не может он удостовериться в сказанном, потому что, сколько бы ни говорил тебе кто о другом, не можешь ты, увидев его, по одному этому слуху познать и увериться, что это тот самый человек, о коем ты слышал, но колеблешься и спрашиваешь или его самого, или другаго кого, кто его знает, и тогда удостоверяешься, что это тот самый: так точно бывает и в отношении к Богу, что когда увидит кто Бога, Ему явившагося, то видит свет и видя его дивится, но не узнает тотчас, кто есть тот, кто явился ему, и не осмеливается вопросить Его: ибо как ему спрашивать Его, когда не может очей своих поднять, чтоб получше разсмотреть, что это такое, но смотрит с великим страхом на стопы того, кто явился, зная лишь, что есть кто–то явившийся ему? Но если близко от него находится тот, кто прежде сказывал ему, что видел Бога, то идет к нему и говорит: о, отче! я видел то, о чем ты говорил мне. Тот спрашивает его: что ты видел, чадо мое? Видел я, отче, свет некий сладчайший; но что это была за сладость, не могу выразить. Когда говорит он это, сердце его трепещет от радости и ликует, и пламенеет любовию к тому, кто явился ему. Потом опять начинает он говорить со многими теплыми слезами: как явился мне, отче, свет оный, тотчас исчезла келлия моя, исчез мир, отбегши, как кажется, от лица того, кто явился мне, и остался я один со светом оным, — и не знаю, отче, в теле ли я был там тогда, или вне тела; тогда не понимал я, был ли облечен в это тело и носил ли его; впрочем сознавал, что я существую и что есть во мне неизреченная радость, и любовь и пламенение сердца великое, и слезы рекою текли у меня, как и теперь текут, как видишь. Тот говорит ему в ответ: это Тот, о коем я говорил тебе; — и с этим словом тотчас опять узревает Его. — С сего времени более и более очищается он, и очищаясь приемлет дерзновение и спрашивает самого явившагося, говоря: ты — Бог мой? Тот отвечает: я Бог, соделавшийся человеком для тебя, чтоб и тебя сделать богом, — и вот, как видишь, сделал и буду делать. Если таким образом пребудет он в плаче и слезах, и в смиренном к Богу припадании, то начинает мало–по–малу более познавать, яже суть Божия, и, достигнув сего, уразумевать волю Божию святую, угодную и совершенную. Ибо если не узрит кто Бога, то не может и познать Его; а если не познает Его, не может познать и святую волю Его.

4. Когда приходит таким образом человек в большую меру совершенства и наиболее приближается к Богу, тогда из того, что совершает в нем Бог, познает он и то, что совершал Он и во всех прежних святых, и что имеет совершать в последующих, — познает также, просвещаем будучи от самого Бога, что это за венцы и что за воздаяния, какие имеют получить святые в другой жизни, удостоверяясь, что они превосходят всякий ум и всякое слово человеческое, — познает еще и то, какими имеют стать после общаго воскресения как он, так и все святые. Всего сего чаемаго святые не получают однакож в настоящей жизни (хотя некоторые злословят, будто я говорю, что святые все получают здесь). Ибо если положить, что они здесь получают все блага Божии, то, по слову их, следует отрещись и самаго воскресения мертвых, и суда и воздаяния, и самоохотно отвергнуть упование будущих благ. Но я не только не имею такого мудрования и не говорю так, но напротив анафематствую и тех, которые говорят это. Я говорю и исповедую, что в настоящей жизни святые в некоей только мере получают залоги будущих благ, все же обетованное вполне имеют они, уповаю я, получить после смерти (и общаго воскресения), как говорит божественный Павел: ныне разумею отчасти. Егда же приидет совершенное, тогда еже отчасти упразднится (1 Кор. 13:12, 10); и Иоанн Богослов: ныне чада Божии есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни ему будем (1 Иоан. 3:2). Продолжу теперь свою речь вопросоответно, и некако спрошу сказавшаго сие: о возлюбленне и друже Христов! скажи мне, откуда знаешь ты, что имеешь быть подобен Богу? От Духа, говорит, котораго Он дал нам, — от сего познаем, что мы чада Божии есмы и сам Христос в нас есть. Он сам сказал мне сие таинственным гласом (1 Иоан: 3:24).

5. Но обратимся опять к нашему предмету. Сказали мы, что помышлением (νοημα) называется, когда в уме нашем родится слово или задумание какого–либо дела добраго или худаго — приобресть, например, что–нибудь, или поблагодетельствовать кому–либо, или напротив сделать зло; сказание же, а не помышление есть, когда разсказываем о том, что было, или что мы видели. Сказали мы также, что ничего вернаго нельзя сказать о вещах, делах, зрелищах, людях, которых мы не видели и не знаем, — нельзя сказать, каковы они по свойствам, виду и положению: если же и скажет кто что либо о них, то справедливо назвать такого баснотворцем. — Итак, Пророки и Апостолы, сказавшие нам о дне Господнем, о преславном и страшном пришествии Его, что он приидет как тать в нощи и как болезни раждающей, и что он огнем открывается, откуда узнали это и нам сказали? Конечно, они или слышали то от кого, или сами видели: иначе как же они могли говорить о том, чего сами не видали и о чем ни от кого другаго не слышали? Если слышали, скажи, от кого слышали (я еще не говорю теперь, что они сами видели и сказали, а только что слышали) — скажи, если знаешь, откуда узнали они об этом? Если ты не знаешь что на это сказать, то послушай и познай, что от Духа Святаго они это слышали и сказали, как Господь наш Иисус Христос говорил им: Утешитель, Дух Святый, егоже послет вам Отец во имя мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Иоан. 14:26). А что Дух Святый, когда пришел, научил их и сказал им даже и то, чего не сказывал Христос, об этом послушай, что говорит опять Христос: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать и грядущая возвестит вам (Иоан. 16:13). Понял ли ты теперь, откуда они узнали то, что написали о дне оном страшном, о втором пришествии Господа и о том, что имеет последовать за тем как для праведных, так и для грешных? Так и о всем другом, чего не видим мы, они написали, видевши то от просвещения Духом Святым.

Но скажи мне, прошу тебя, Дух Святый что есть? Известно, что Он есть Бог истинный, от Бога истиннаго исходящий. Итак ты, последуя догматам Церкви, говоришь, что Дух Святый есть Бог, как видишь написанным в писаниях святых; почему утверждаешь, что те, которые имеют Духа Святаго, имеют в себе Бога, всегда с ними пребывающаго, как сказал Христос Апостолам: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. И Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Ин. 14:16). Знаешь теперь, что Дух Святый и пребывает и обитает (во святых) в век века: ибо Господь наш, говоря: да будет с вами в век, показывает, что Дух Святый всегда, непрестающе и нескончаемо, есть и будет с ними неразлучно и в настоящей жизни, и в будущей. А что Духа Святаго видели божественные Апостолы и все другие, сподобившиеся приять Его, послушай, что вслед за приведенными словами говорит Христос: Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его: вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14:17). А что и Христа видят те, которые любят Его и заповеди Его соблюдают, послушай о сем опять самого Христа, который говорит: имеяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему сам (Ин. 14:21).

6. Да ведают же все христиане, что Христос есть неложнейший и истинный Бог, и воистину, по обетованию своему, является любящим Его и исполняющим заповеди Его, и вместе с явлением своим дарует им Духа Святаго, — и что опять чрез Духа Святаго пребывают с ними и Отец и Сын. Такие мужи–духоносцы, когда говорят, не сами от себя говорят, и кто говорит, что они сами от себя говорят, явно подает мысль, будто человек может знать что в другом человеке, и не только это знать, но и то, яже суть Божия. Если же и не говорят они этого, то всячески лжецами и баснословцами почитают тех, кои говорят от Духа Святаго, полагая, что они сами от себя учат тому, чего не видели и о чем не слышали. Но да ведают они, что хотя те — духоносцы — говорят словами, сходными со словами древних богоносных отцев, но несомненно говорят от Духа, собственно в них пребывающаго; почему те, которые не верят им и хулят их, грешат против Духа Святаго, говорящаго в них.

Уразумел ли ты наконец, о возлюбленне, что положено царствию небесному быть — внутрь тебя, и всем благам вечным — в руках твоих. Восподвизайся же увидеть, стяжать и приять в себя сии блага вечныя, чтоб не лишену быть их и не быть пусту, думая, что имеешь их. Плачь, моли, припадай, как некогда слепец, и говори: помилуй мя, Сыне Божий, и отверзи очи души моей, да узрю Тебя Бога моего, — свет мира, и да соделаюсь и я сыном божественнаго дня. Не оставь меня, Благий, лишенным божественной благодати Твоей, как недостойнаго. Яви мне, Господи, Себя самого, да уразумею, что Ты любишь меня, яко хранящаго божественныя заповеди Твои. Посли мне, Благоутробне, Утешителя, да научит меня, яже о Тебе, и откроет, яже суть Твоя. О, Боже всяческих! возсияй во мне свет истинный, да узрю славу Твою, которую имел Ты у Отца, прежде мир не бысть. Пребудь, как обетовал Ты, и со мною, да буду и я достоин пребывать с Тобою, и тогда да вниду в Тебя разумно, и да стяжу Тебя внутрь себя разумно, т. е. с чувством души моей. Восхоти, Невидимый, вообразиться внутри меня, да вижду красоту Твою и доброту Твою — несравненную, да ношу всегда единый образ Твой, Пренебесне, и забуду все видимое и земное. Даруй мне, благоутробне Господи, славу, какую дал Тебе Отец, да буду подобен Тебе, как были и все рабы Твои, и да буду с Тобою всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ей, брат мой возлюбленный, поверь мне, что так есть воистину и что такова вера наша. Верь, брате, что это и есть — возрождену быть и обновлену, и жить жизнию, яже о Христе. Не слышишь, что говорит св. Василий Великий в слове своем на праздник Светов (Богоявления)? О, человече! Ужели не желаешь ты соделаться новым из ветхаго, каков ты, как говорит Апостол Павел: аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова? (2 Кор. 5:17). Что это — вся нова? скажи мне. Или изменилось небо, земля, солнце, звезды, или другое что из видимаго, и стало ново? Но этого сказать ты не можешь потому что Апостол о нас это говорит, что мы мертвы и возстаем, тленны и прелагаемся в нетленных, смертны и превращаемся в безсмертных, земны и становимся небесными, плотски, от плоти раждаемые, и делаемся духовными, будучи возраждаемы и возсозидаемы благодатию Всесвятаго Духа. Вот что есть, брате мой, новая во Христе тварь, о коей говорит Апостол! И это каждый день совершается в истинно верующих и избранных: и, как мы многократно говорили, истинные христиане сознательно причастны бывают всего этого, хотя только отчасти, пока еще суть в теле, с верною однакож надеждою, что по смерти вполне наследуют и преизобильно вкусят, и душею и телом, все эти блага, которых здесь причащаются только отчасти. Если, как учит нас сам Христос, мы вкушаем Христа, пием Его, облекаемся в Него, видим Его и видимы бываем от Него, — если Он пребывает в нас и мы в Нем, так что Христос бывает обитателем в нас, а мы в Нем, мы бываем обителию для Христа, и Он — для нас, если мы сыны Его, и Он отец наш, если Он свет сияющий во тме, и мы видим Его, по слову Евангелия: людие седящии во тме видеша свет велий (Мф. 4:16), — если, говорю, все сие, как учит нас Божественное Писание, бывает в нас в настоящей жизни; то, если, как вы говорите, этого не бывает в нас в жизни сей, или бывает таинственно, без того, чтоб мы чувствовали то и сознавали, — чем разнимся мы от мертвых?

Не будьте же, братия мои, столь неверы и не впадайте в такой ров пагубы. Но если доселе и не чаяли вы, что чувством восприимете такия блага и сознательно получите их в сей жизни и потому не старались стяжать их, то хотя отселе удостоверьтесь и поверьте, что это истинно и согласно с Божественными Писаниями. Перечитайте все Писание со вниманием и удостоверьтесь, что еще в настоящей жизни дается нам, сознательно для нас, печать Святаго Духа. Когда же уверитесь в сем, тогда тако тецыте, да постигнете, и подвизайтесь, не яко воздух биющии (1 Кор. 9:26), — т. е. со всем усердием старайтесь получить блага сии, о коих мы сказали, и подвизайтесь не тщетно и не безплодно, но с тою целию, чтобы стяжать благодать Святаго Духа. К сему еще, — просите и дастся вам, толцыте и отверзется вам (Мф. 7:7), — в сей ли жизни, или в будущей. Не стыдитесь также учиться сему у других; еще — кайтесь, плачьте, поститесь, молитесь, воли своей отрицайтесь чрез послушание, — и, посредством сего и подобнаго сему, теките, подвизайтесь, ищите, толцыте, просите и не обращайтесь семо и овамо, пока не постигнете, пока не возьмете в руки, пока не отверзется вам дверь, пока не внидете внутрь брачнаго чертога, не узрите жениха Христа, не услышите: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю (Мф. 25:21), — пока не соделаетесь сынами света и дня. Но прежде чем увидите, прежде чем получите, прежде чем испытаете все сие, не обольщайте себя самих, в прельщении полагая, что есте нечто, ничтоже суще. От сего некоторые из вас сидят спокойно и беззаботно, так как совесть не обличает вас за то, что, не получив Духа Святаго, думаете, будто вы — духоносцы, и течете несмысленно, — принимаете чужие помыслы, исповедуете других, делаетесь, как не следовало бы, иереями, духовниками, игуменами, восхищаете священство с презорством и безстрашием и употребляете безчисленные способы и хитрости, чтоб завладеть митрополиями, епископствами и игуменствами, чтоб пасти народ Господень. — Но внемлите, прошу вас, мудрствуйте небесная, ищите божественнаго, стремитесь к горнему и ничего другаго не заботьтесь стяжать кроме того. Ей, молю вас, презрим все видимое, отринем все человеческое, отреем все страстное, да получим настоящия и будущия блага силою Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и всесвятым, благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СЛОВО ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЕ

О богохульстве. Кто говорит, что в нынешния времена невозможно получить Духа Святаго, и кто хулит действия Святаго Духа, говоря, что такия действия от диавола, тот вводит, новую ересь в церковь Божию.

Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12:31), то надлежит нам изследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святаго? На Духа Святаго хула есть, когда кто действия Духа Святаго приписывает диаволу, как говорит Василий Великий (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой–нибудь брат христианин совершает чудеса, или имеет какое–либо дарование Святаго Духа, как–то — сокрушение сердечное, или слезы, или смирение, или разумение божеских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любящим Бога, и говорит, что это — прелесть диавола, — тот хулит Святаго Духа. Также и тот, кто говорит, что сподобляющиеся воздействия Божественнаго Духа, как сыны Божии, и исполняющие повеления Бога и Отца их, состоят в прелести от Диавола, — и этот хулит Духа Святаго, действующаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изгоняемы Христом, хульно говорили с великою продерзостию, что Он о веельзевуле, князе бесовском изгоняет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, относительно чего Божественное Писание свидетельствует и удостоверяет, что оно бывает от Духа Святаго и от божественнаго воздействия, как из себя вышедшие и все Божественное Писание отвергшие, и все ведение, подаемое сим Писанием, из ума извергшие, не трепещут говорить окаянные, что такия действия бывают от опьянения и демонов.

Мало того, они не колеблются утверждать, дерзкие, что в настоящия времена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из верующих; а это есть крайнее нечестие, паче, нежели ересь. Ересь бывает, когда кто уклоняется от какого–либо догмата православной веры; но кто говорит, что теперь нет людей, которые бы любили Бога и сподоблялись приять Духа Святаго и креститься от Него, т. е. возродиться благодатию Святаго Духа и соделаться сынами Божиими, с сознанием, опытным вкушением и узрением, — тот низвращает все воплощенное домостроительство Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и явно отвергает обновление образа Божия или человеческаго естества, растленнаго и умерщвленнаго грехом. Обновлением я называю возсоздание нашего естества, которое совершил Христос Господь, преложив его из тления в нетление и из смертности в безсмертие.

Мы исповедуем, что как невозможно спастись никому, кто не крестится водою и Духом, так и тому, кто согрешает по крещении, если не покается и опять не восприимет благодати Святаго Духа и не будет возсоздан и обновлен свыше, невозможно спастись, как утверждает сие Господь, сказав Никодиму: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3:3), и опять Апостолам: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1:5). Итак, кто не познал (осязательно) благодати Святаго Духа, которую приял чрез св. крещение, когда был малым младенцем, и быв крещен по вере, осквернил себя безчисленными грехами, и потом отвращается и от втораго крещения — покаяния, — того, говорю, которое дается свыше, по человеколюбию Божию, благодатию Святаго Духа, тем, кои взыскивают ее покаянием; тому как возможно обрести каким–либо образом спасение свое? Не обретет он его никогда. Почему говорю вам, и не перестану говорить этого никогда: которые осквернили первое крещение преступлением заповедей Божиих, подражайте покаянию Давида и всех святых, и покажите истинное покаяние со всем рачением и всеми добрыми делами, да приидет опять в душу вашу благодать Святаго Духа. Ибо если снизойдет на вас благодать Святаго Духа, то это будет для вас некоею купелию световою, которая, как скоро приимет вас в лоно свое таинственно и возродит благодатно, соделает вас нетленными и безсмертными из тленных и смертных, каковы вы, и из сынов человеческих соделает вас сынами Божиими и богами по благодати, да будете сродниками святых и сонаследниками и вместе с ними внидете в царство небесное, — чем соделался и преподобный отец наш Симеон Студит, благоговейник, молитвами котораго и некоторые из учеников его сподобились получить Святаго Духа, по великой и неизреченной благодати Божией. Это говорю я не по другой какой причине, как для того, чтоб воспроповедать готовую и ко всем вам благость Божию, и расположить и вас восподвизаться о получении такого же блага. Ибо знак любви по Богу есть не скрывать блага, но объявлять о нем братиям своим и их подвигать к тому, чтоб тогоже взыскали, обрели и стяжали. Почему, как видите, вопию к вам, взывая словами пророка Давида: приступите к Нему и просветитеся и лица совести вашей не постыдятся (Пс. 33:6). Чего же ради, братия мои возлюбленные, низпали вы совсем в нерадение и леность, в сласти и похоти плотския, и говорите, что не можете очиститься от грехов покаянием, приблизиться к Богу, получить благодать Святаго Духа, и чрез нее возродиться, сделаться богоподобными и сынами Божиими по благодати? Нет, это не невозможно. Невозможно это было прежде воплощеннаго домостроительства Христова; но после того, как благоволил Владыко всех и Бог соделаться человеком, по всему нам подобным кроме греха, то соделал и все сие для нас возможным и удобным, и дал нам власть быть сынами Божиими и сонаследниками Ему, — Коему подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки. Аминь.