Creations and Hymns

Ибо, как написано, желая всем спастися, соделал Он то, что соделал — и человеком стал, и распялся, и умер — все для спасения всех нас. Послушай Его самого, что говорит: не приидох, говорит, да сужду мирови, но да спасу мир (Иоан. 12:47).

Адам, еще будучи в раю, был призываем Богом к покаянию, когда Бог сказал ему: Адаме, где еси? и: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси? (Быт. 3:9,11). Но он не хотел покаяться, восплакать и взыскать прощения, а что делает? Выставляет жену причиною своего неразумия и греха, — за что со всею правдою изгоняется из рая. Поелику Адам не восхотел тогда покаяться, — и это по наущению злаго духа, то Бог, пришедши на землю, всех потомков его призывает к покаянию, говоря: покайтеся, приближися бо царство небесное (Матф. 4:17). Приближися, — пред дверьми сердец ваших и уст ваших стоит. Отверзите верою сердца свои, и оно внидет внутрь вас. Тогда разверзется язык ваш и вы начнете петь: видехом свет истинный, обретохом веру истинную, прияхом Духа Святаго, имеем, стяжали в сердцах наших сокрытую жизнь вечную. Припомни, как все было. Сперва позвал Бог Иудеев, но они не захотели идти; потом стал звать чрез Сына Своего все языки, и они послушали и притекли к Нему, — что и означает сказанное Им в притче относительно Апостолов: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя, и слепыя и хромыя введи семо (Лук. 14:21), — где под городом разумеется мир весь, под распутиями и стогнами роды языков, во всех странах живущие, под нищими, бедными, слепыми и хромыми — ослепленные богоневедением и сокрушенные многими и разными падениями и грехами. Итак всех призывает Бог от востока до запада, и Иудеев и Еллинов.

Бог предвидел и упорство, какое имели показать Иудеи неверием, и обращение, которое имели явить языки верою; при всем том от века предопределил, что все, которые захотят, Иудеи ли то или Еллины, все, которые захотят уверовать и креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и вкушать пречистое тело Сына Его, и пить честную кровь Его, — все такие будут оправданы и очищены от грехов и сделаются причастниками жизни вечной, как сказал сам Владыка всяческих: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный (Иоан. 6:54). — Так вот, брате мой, предуведан и ты Богом и предопределен, и оправдан, и на жизнь вечную позван верою во Христа и святым крещением, и введен не в чувственный рай, в какой введен в начале первозданный, но на небо ко благам, сущим на небесах, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9). Трудись же теперь в добродетелях, и храни заповеди Божии, или, лучше сказать, храни себя самого посредством заповедей, чтоб не преступить ничего из того, что заповедал тебе Бог, и не пострадать за то тогоже, что пострадал Адам, или даже большее того, теряя большия и небесныя блага. Не предпочитай им ничего земнаго, и да не возобладает сердцем твоим никакое похотение вещей тленных и привременных, да не обнажишься от славы, коею прославлен ты во Христе, чтоб некогда, как не имеющего одеяния брачнаго, не связали тебя по рукам и ногам и не ввергли во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов.

Таким образом, которые будут соблюдать заповеди до конца жизни, те восприимут потом и все блага, им предуготованныя; а которые окажутся презрителями заповедей, нерадивыми и неблагодарными к Благодетелю своему, те ниспадут от благ тех, как ниспал и Адам из рая. И это постраждут они не потому, что такими быть предопределил им Бог, а от своего собственнаго неразумия и злоумия. Посему Бог положил и среди сего рая, т. е. посреди сонма верующих, или посреди церкви, спасительное древо покаяния, чтоб те, которые, по своему нерадению впадая в грехи, испадают от жизни вечной, опять посредством покаяния возвращались к сей жизни, еще в светлейшей и блистательнейшей славе. Ибо еслиб не благоволил устроить сие для нас человеколюбивый Бог, не благоволил т. е. даровать нам покаяние, то не спасся бы ни один человек. Оставим же всякую другую заботу и одно восприимем попечение о том, чтоб достодолжно каяться, сколько достанет у нас сил на то, да сподобимся и настоящих и будущих благ во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки веков. Аминь.

СЛОВО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ

Душеполезныя наставления всякому христианину.

Возлюбленные в Господе, братия мои! Послушайте, прошу вас, что, по долгу моему, каждодневно предлагаю вам в слове; с радостию примите подаемыя мною вам наставления, как душеспасительныя, и позаботьтесь с усердием исполнить их для вашего же собственнаго блага. Посмотрите, как лживы и непостоянны блага мира сего, а между тем, как мало людей, которые бы не были ими увлекаемы! Как мало таких, которые бы ни сластолюбием не были порабощаемы, ни желанием славы людской не одолеваемы, ни сребролюбием не побеждаемы, ни терниями забот и попечений житейских не уязвляемы! И вот причина, почему так непостоянен и удобопревратен помысл человеческий! Он может установиться и стоять на одном только тогда, когда отвергнет все тленное, тварное и видимое, прейдет окружающую его тьму и срастворится с вечным, невидимым, постоянным и пребывающим. Ибо каково то, чем занят бывает помысл, таково бывает и состояние помысла: занимаясь постоянным, он постоянствует; занимаясь непостоянным, волнуется. Треволнения мира показывают, что блага его — не настоящия блага; а треволнения помысла дают разуметь, что состояние его — не достодолжное. Но каков помысл здесь, такова будет участь души там.

Озритесь окрест и разсмотрите: все в мире сем треволненном начинает быть и престает, — здесь начинает быть, здесь и престает; но душа человеческая, яко сила — единая между видимым невидимая, между телесным — мысленная, начиная быть здесь, не престает здесь, но преходит инуды, яко безсмертная. Пока она находится в теле сем, посредством тела видит и познает вещественное; но коль скоро отделится она от тела, в тот самый час отделяется она и от сношения со всем вещественным, перестает видеть то и помышлять о том, а вступает в соотношения с невидимым и мысленным, и тем занята бывает. И если она сияет светом заповедей Христовых, то вступает в безпредельный свет всеблагаго Божества, и начинает вкушать великую и нескончаемую радость; если же окружена мраком прегрешений, то отходит, — увы мне! — в нескончаемый мрак, растворенный с жгущим огнем.

Поелику все сие так есть воистину, и вы сами то признаете, то чего ради еще медлим мы с вами и не спешим избежать горькой оной тьмы? Чего ради говорим: горе сребролюбцам, славолюбцам и сластолюбцам, а не стараемся познать и восчувствовать, что и сами в таком же находимся состоянии, что и сами мы — и сребролюбивы, и сластолюбивы, и славолюбивы? Чего ради говорим, что воистину блаженны те, которые ищут Бога и всю надежду свою на Него единаго возлагают, а своего собственнаго не чувствуем несчастья, как удаляющиеся от Бога и упования своего на Него не возлагающие? Чего ради думаете, будто веруете в Бога и исповедуете Его, а на деле не хотите Его знать, и не верите Ему в словесах, которыя Он говорит к нам? на что надеетесь вы, оставляя истинныя и вечныя блага, и всецело предаваясь суетным и тленным?

Скажи мне, брате мой, как так говоришь: все это знаю я, знаю, что я смертен, и что все видимое как тень преходит, что смерть безвестна и не имеет определеннаго времени, что слава праведных вечна, и что стыд и мучение грешников нескончаемы, а между тем, говоря все это, не бегаешь зла? Если ты, как говоришь, видишь и знаешь все, то как спотыкаешься будто слепой, и являешься на деле весь омраченным и безчувственным душевно и телесно? Если знаешь, что добро, зачем делаешь зло, будто совсем безмысленный? Если знаешь, что все видимое как тень преходит, как не стыдишься рад бывать этим теням и сокровиществуешь тленное и привременное? О, возлюбленне! Или не замечаешь, что льешь воду в диравый сосуд, как несмысленное дитя, а думаешь, что ты разумен? Великое зло, когда кто впадает в самомнение, думает, что знает, когда не знает, или что имеет, когда не имеет: ибо, думая что знает, или что имеет, не заботится уже познавать и стяжевать, и остается ни при чем.

О, человече! Веруешь ли ты, что Христос есть Бог? — Если веруешь, бойся Его и заповеди Его храни. Если не веруешь, то спроси самых бесов, и от тех самых, коим ты поработился и последуешь, познай, что нет другаго Бога кроме Его, и что Он есть Властитель, Судия и Царь всяческих, есть Творец света и Господь жизни, есть Свет неизреченный и неприступный. В пришествие Его, от лица Его исчезнут враги Его и все не исполнявшие заповедей Его, как от солнца, когда оно восходит, исчезает тьма нощная. Он вечно пребудет с праведными и праведные с Ним, сподобившись блаженства созерцать Его, по мере веры, какую возымели к Нему; а грешники во время света покроются тьмою, во время прославления посрамлены будут, во время обрадования поражены будут скорбию и преданы мукам в нещадном жжении огнем, соответственно видам страстей их и грехов, тогда как праведники украшены будут венцами соответственно разным добродетелям своим.

Вот что нашел я в Божественных Писаниях и чему научился в них, и теперь для убеждения и вас в том–же не отложил написать то по любви моей к вам! Я все изложил вам, не скрыл таланта, не позавидовал спасению вашему. От сего часа и далее всякий сам избирай, что ему угодно. Я исполнил долг свой в отношении к вам, о Христе Иисусе Господе нашем, Коему слава и держава, во веки веков. Аминь.

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ

1. Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник — нечестивец. 2. Христос умер, чтоб исцелить людей от грехов их. 3. Чтоб именоваться только христианами, это переходит к нам от предков наших и от рода христианскаго.