Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Но легко ли расставаться со свободою, которая человеку естественна? Кто требует от тебя, чтобы ты расстался со свободою? Бог даровал тебе свободу, чтобы ты свободно сделал выбор между злом и добром, между тварию и Творцом, между собою и Богом. Если изберешь себя, тварь, зло, пойдешь в плен самолюбия, тварей, зла. Если изберешь и непрестанно будешь избирать добро, Бога и Его волю, не утратишь, а утвердишь и расширишь свою свободу. Идеже бо Дух Господень, ту свобода (2Кор.3:17).

Но легко ли иногда преломить собственную волю? Иногда трудно, иногда легко, смотря по тому, как ты сам себе делаешь сие трудным или легким. Когда ты хочешь исполнить волю возлюбленного отца или матери, не легко ли тебе забывать свою волю, не приятно ли даже приносить ее в жертву? Кто препятствует тебе посредством веры и любви сделаться сыном Божиим, и сделать себе сладостным послушание воле Отца Небесного?

Отче наш, иже еси на небесех! Да будет воля твоя во всех нас! Аминь.   

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1849 г.[32]

Семя свято стояние его (Ис.6:13)

Слава и благодарение Творцу времен, сотворившему день, который мы ныне возобновляем воспоминанием и торжеством, - день воплощения Сына Божия! Это есть один из немногих дней, на которые опираются все дни земли, чтобы не обрушиться в одну некончаемую адскую ночь. Потому что воплощение Сына Божия есть такое событие, которым поддерживается стояние и благосостояние человеческого рода вместе с другими творениями, созданными для служения ему и подчиненными его судьбе. Сия, как мне кажется, мысль подана Пророку Исаии, когда ему сказано: Семя свято стояние его.

Посмотрим, не даст ли нам сие малое семя слова о семени святом некоторых мысленных прозябений, на пищу души.

Чтобы достигнуть точного разумения приведенного теперь изречения о семени святом, надобно проследить целое происшествие из жизни Пророка.

В Иерусалиме, в храме или над храмом, Исаия видел Господа, селящего на высоком Престоле, исполняющего храм Своею славою, окруженного и славословимого Серафимами с такою силою, что наддверие подвиглось от их гласа и храм наполнился дымом. Увы мне, воскликнул пораженный Пророк, почитая себя погибшим, потому что увидел Царя Господа Саваофа, имея, по собственному признанию, нечистые уста и живя посреди людей, имеющих нечистые уста. Но Господь тотчас явил Себя возносящим смиренного. Серафим взял горящий угль с Олтаря кадильного и, прикоснувшись им к устам Исаии, возвестил ему очищение от грехов. Таинственный огнь проник душу Пророка и одушевил его мужеством и ревностию. Кого послю, вопросил Господь, и кто пойдет к людем сим (Ис.6:8), то есть к Иудеям, на которых указал Исаия, обличая скромно, под именем нечистых устен (Ис.6:5), нечистые души и нечистую жизнь? Воспламененный Исаия уже не убоялся ответствовать: Се, аз есмь, посли мя (Ис.6:8). Иди, глаголал Господь, и скажи сим людям, что они слыша не слышат, видя не видят, что сердце их одебелело, уши тяжко слышат, глаза смыкаются, почему не будут они слышать и видеть и не обратятся, дабы Я исцелил их. Пророк сжалился и вопросил: Доколе, Господи? (ст.11). Долго ли не обратятся, и не исцелишь их? Господь продолжал: города опустеют, людей не станет, земля останется пуста, едва будет десятая доля прежнего, и опять будет опустошение. Но народ Иудейский будет, как теревинф или дуб, который и по сокрушении растет вновь от корня или от желудя. Семя свято стояние его. Святое семя даст ему твердость устоять в опасностях.

Если сии пророчественные изречения сличим с событиями, то значение оных объяснится и определится следующим образом. Иудеи живут в грехах и в грехах закосневают. Пророков обличающих, призывающих к покаянию, вере и спасению, они не послушают. За сие будут наказаны пленением Вавилонским. Из плена возвратятся в малом, против прежнего, числе и опять подвергнутся истребительным бедствиям во дни Маккавеев. Но при всем том народ сей не погибнет. Почему? Потому что в нем хранится святое семя, для сохранения которого и он сохранен будет Провидением Божиим. Семя свято стояние его.

Здесь сам собою представляется вопрос, что за святое семя, которым сохраняется согрешающий и бедствующий народ? Если приведем себе на память признание Давида: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50:7), и если приимем в рассуждение, что нет причины относить признание сие к особенной личности Давида и матери его, а потому относить оное должно вообще к природе сынов Адамовых, то принуждены будем заключить, что семени святого совсем нет между рожденными по закону падшей природы человеческой. Какое же святое семя Сам Бог указал Пророку? Верно, то, которое обетовал Адаму, когда рек первому врагу человеческого рода: Семя жены сотрет тебе главу (Быт.3:15); то, которым благословил Авраама, глаголя: Благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт.22:18); то, которое с новою знаменательностию проявил царю Давиду в качестве вечного Царя и Сына Божия: Возставлю семя твое по тебе; управлю престол его до века; Аз буду ему во Отца (2Цар.7:12-14). Кратко сказать: единственное в роде человеческом существенно святое семя есть зачатый от Святаго Духа и родившийся от Святыя Девы Господь наш Иисус Христос.

Бог, Которому, по выражению Писания, разумна от века суть вся дела Его (Деян.15:18) и Которого всевидящие очи видят еще несоделанное наше (Пс.138:16)