Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Для сего нужно знать, откуда происходит сей род и сие направление искушения. О сем говорит святой апостол Иаков: Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь; Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже (Иак.1:13). Иной во время искупления говорит: "Бог послал на меня искушение" - и не заботится, когда оно производит душе его движения неправильные, немирные, нечистые, не примечает, как отворяет оно дверь греху. "Нет, - возражает ему святой Иаков, - не усыпляй себя тщеславною мыслию, что ты на пути Божием, потому что неблагоприятному состоянию твоему ты дал невинное и даже почетное название искушения; Бог как Сам не искушается злом, которому совсем недоступно естество Его, так и не искушает никого злым направлением искушения, что было бы противно Его благости". Откуда же сей род и сие направление искушения? Кийждо, - продолжает тот же апостол, - искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь: таже похоть заченши раждает грех (14-15). Если же таковое самоискушение - от похоти, иногда еще не решительно греховной, впрочем способной зачать грех, то нетрудно усмотреть многочисленные источники искушений по следующему указанию другого апостола: Все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, - присовокупляет и Иоанн согласно с Иаковом, - от мира сего есть (1Ин.2:16). Дополним еще, что и мир, как творение Божие, не есть сам по себе гнездо похоти или работная храмина искушений, не к сему назначил его премудрый Художник и содетель Бог, но к сему силится обратить его чрез преслушание первого человека вошедший в него злохудожник и разрушитель диавол, который и есть искуситель по преимуществу, как и называется в Священном Писании (Мф.4:3). Если он нагло дерзнул приступать в сем качестве к самому Иисусу Христу, в Котором не имел ничесоже (см.: Ин.14:30), в Котором, то есть, не было ничего греховного, или поврежденного, или нечистого и, следственно, никакой внутренней пищи искушению, то не должно ли заключить, что сей адский ветр всегда, до предсказанного решительного запечатления бездны (см.: Откр.20:3) приметными или неприметными, прямыми или косвенными исходами дышит в мир и силится раздуть всякую искру похоти в человеке и все еже в мире превратить в дрова огню сему нечистому?

Как же много причин, как много случаев к искушению! Как иногда прикрыта и, между тем, как велика должна быть опасность! Не годится быть беспечну, нельзя пускаться наудачу, надобны осторожность, бдительность, надобно изыскивать средства к безопасности, надобно иметь в готовности оружие для отражения нападений, надобно присутствие духа, мужество, твердость, непреклонная решимость долго, может быть, стоять в искушении, которым испытуется в нас доброе, и ни на минуту не уступать искушению, которое клонит к злу. Все сие не приходит само собою. Если ты подлинно желаешь работать Господеви Богу, то подумай о сем не поверхностно, не рассеянно, с глубоким вниманием, с деятельным попечением устрой ум твой, расположи сердце твое. Уготови душу твою во искушение.

Спросишь ли, как сие сделать? Предлагаю тебе дальнейшие наставления избранного мною наставника.

Первое. Управи сердце твое. Не попускай твоим помыслам и желаниям носиться без управления, как корабль без кормчего, как конь без узды. Дай им управление. Направляй непрестанно мысли к истине, желания к добру. Обуздывай помыслы и желания суетные, чтобы не вознеистовились похоти злые и не повергли колесницу души в пропасть беззакония.

Второе. Потерпи и не скор буди во время наведения. Опрометчивость и непостоянство суть равно вредные домашние враги добрых намерений и переметчики на враждебную сторону искушения. Непостоянство разрушает начатое устроение души; опрометчивость, начиная без основания, также готовит не иное что, как разрушение. Кто не скор во время наведения, то есть во время приражения искушения не поступает опрометчиво, тот сберегает себя от шага, который, по всей вероятности, оказался бы не на прямом пути, и выигрывает время собраться с силами и получить помощь: Претерпевый же до конца по непреложному обетованию той спасен будет (Мф.10:22).

Третье. Прилепися Ему и не отступи, да возрастеши напоследок твой. Вспомним слышанное от апостола: Бог несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже (Иак.1:13). Итак, чем крепче прилепляешься к Нему, чем постояннее в Нем утверждаешь сердце твое, тем ты безопаснее от искушения, которое не может проникнуть в Бога, следственно, и тебя в Нем поколебать не может.

Если искушение, происходящее не от Бога, искушает тебя злыми, тревожит, поднимает нечистое дрождие со дна чувственности, приводит в брожение злые склонности, прибегай к Богу и молись молитвою, преданною от Господа: Отче Небесный! Не введи нас во искушение (Лк.11:4).

А если искушение, управляемое Провидением Божиим, дает тебе средства усмотреть в себе недостатки, которых ты до того не примечал, немощи, от которых почитал себя избавленным, увеличивает твою опытность и ревность о своем исправлении, погружает тебя в смирение - прибегай также к Богу и молись молитвою псалмопевца: Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя; и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен (Пс.138:23-24).

Заключим утешительным для искушаемых словом апостольским: Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак.1:12). Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (о верности в малом[69]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 5 июля 1836 г.[70]

Рече же ему Господь его: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю. Мф.25:21