Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Чудное, братия, устроение Царствия Христова! Наши немощи, наши недостатки угрожают лишить вас потребного вам духовного наставления. Что же творит многомилостивый и благопромыслительный Господь? Дополняя недостаток наставников живущих, он прежде общего воскресения воскрешает некоторым образом наставников умерших и, еще прежде полного открытия Царствия Небесного, на земле в Небесном Царствии Своем, то есть в Церкви Своей, особенным образом творит их, по изъяснению тайновидца Иоанна, цари и иереи, небесного вкупе и земного священноначалия: иереи, возносящие за вас действенную молитву непосредственно в преднебесный жертвенник; цари, имеющие власть чудодейственною помощию благоуправлять вас к миру и спасению. Вы боитесь не найти ни одного духовного наставления близ себя в свое время. Он дает вам всех духовных наставников из всех времен всей Вселенской Церкви и в них делает для вас доступными все духовные познания и опыты, все дарования и силы благодатные.

При сем не без сожаления и не без удивления вспоминаю, что некоторые из Христиан не хотят угодивших Богу наставников вспоминать воспоминанием благочестия и веры и особенно прибегать к их помощи в молитвах. Не нужно, говорят, никакого ходатайства пред Богом, кроме ходатайства Христова, и ходатайством простых человеков было бы оскорблено ходатайство Богочеловека. Сие мудрствование подобно тому, как если бы кто вздумал утверждать, что в царстве ни в самых даже и малых делах ни к кому не должно прибегать, как только к царю, и не чрез кого иного, как только чрез сына царева, и что прибегающий к посредству подчиненных властей и рабов царевых, имеющих доступ к его престолу, оскорбляет верховное достоинство царя и высокое представительство сына его. Не царь ли своею властью действует чрез подчиненные власти? Не к его ли милосердию прибегают чрез посредство верных ему рабов? Не Бог ли и Христос действует и славится чрез Святых Своих? Не к Его ли благодати прибегают чрез их посредство смиренные молитвенники, почитающие себя недостойными непосредственно приступать к Богу и Христу? Не совершенно ли согласно с крайнею чистотою Божества и с крайним также Его снисхождением и милосердием то, что наши молитвы, несовершенные и неочищенные, вспомоществующею молитвою Святых очищаются и делаются способными к принятию на пренебесный мысленный жертвенник?

Но возвратимся еще раз к завещанию Апостола. Заповедав нам помнить Святых наставников наших, он указует цель сего воспоминания, чтобы мы, взирающе на скончание жительства их, подражали вере их. Что мы по благодати Божией сохраняем Апостольскую заповедь, о сем свидетельствует самое сие собрание ради памяти Богомудрого наставника нашего, Святителя Алексия. Остается нам помыслить и попещись о том, идем ли мы точно к цели, указуемой Апостольскою заповедию. Иных ударяющий гром заставляет перекреститься: несчастье, болезнь, печаль приводят им на память Святых как утешителей, целителей, помощников и побуждают призывать их. Хорошо и то, что в бедах прибегаем к предстательству и помощи Святых - конечно, это лучше, нежели совсем забывать их, но не довольно воспоминать их только по случаям и по нуждам временным. Всех нужд важнее то, чтоб воспоминать их для подражания вере их и неразлучному последствию истинной веры - богоугодному житию их. Та только память Святых угодна им и Богу и спасительна совершающим оную, которая совершается с искренним желанием подражать им и достигнуть полного с ними во свете Божием общения чрез освящение[88] и нас самих. Аминь.

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия, 1841 г.[89]

Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости: учаще и вразумляюще себя самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви (Кол.3:16)

Если нужен опыт и пример, до какого успеха в духовной жизни довести может простое поучение во псалмех, и пениих, и песнех духовных по руководству Христовы Церкви, то для сего мы можем указать на многих прославленных в Церкви Святых, и в числе их на прославляемого ныне светильника Церкви Росссийския.

Ибо какие средства имел он для своего наставления? Училища? Они в его время не процветали, и не в училище искал он образования, но в обители монашествующих. От поучения во псалмех, и пениих, и песнех духовных по чину церковному воссиял в нем духовный свет, который, возрастая, вознес его на высокий свещник, озарил Церковь его мудростию и святынею и еще озаряет благодатию чудодейственною.

Какой же простой путь - упражнением в слове псалмопения дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих! И притом путь, конечно, верный, потому что его указал Апостол Павел, потому что им прошел Святитель Алексий.

А если так, то и удивления, и сожаления, и заботливого размышления достойно то, что многие долго сим путем идут, и недалеко достигают - долго упражняются в церковном и домашнем Богослужении, но и после столь обильного сеяния духовного семени в их чувства и мысли не только сторичного, ниже тридесятичного плода духовного в них не видно.

По устроению и чину Христовой Церкви мы все ученики слова Христова, соответствуют ли же наши успехи цели и продолжению нашего учения? Дабы вы могли в сем испытывать сами себя, повторяем один из начальных уроков вашего учения.

Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех, и пениих, и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.