Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Let us marvel, Christians, at the arbitrary belittlement of our Great God and Saviour, but this is still not enough. Let us revere this belittling of Him, but even this is not enough. Let this be wise in you, the Apostle teaches us, even in Christ Jesus [Phil. 2:5]. Have the same feelings that Jesus Christ had, dispose yourselves in the same way as He was disposed. What does this mean? This is explained by the Apostle himself, linking before the quoted saying: "Nothing through zeal or vanity, but through humility one another does greater honor for themselves" (Phil. 2:3). From this it is evident that he teaches us, following the example of Jesus Christ, not to set ourselves high and not to be exalted by any advantages, but to humble ourselves both in ourselves and before others.

Whoever has slaves, let him remember the servant who has taken the picture, and let him not diminish those who have been humbled by lot, and let him not exalt himself with pride, having been exalted above them by God.

Кто живет в великолепном доме, почивает на пухе, одевается шелком, да воспомянет вертеп и ясли и с сими сообразно грубые пелены, и да не уничижит тех, которые живут в хижинах, спят на соломе, одеваются рубищем и которые, может быть, не по внешнему только, но и по внутреннему состоянию больше его Христу подобны. Да хвалится, учит Апостол Иаков, - да хвалится богатый во смирении своем (Иак.1:10).

И тот, кто, по выражению Апостола, почивает на законе, и хвалится о Бозе, и разумеет волю, и рассуждает лучшая, научаем от закона (Рим.2:17,18), - ах! и тот - хваляйся, от Господе да хвалится (1Кор.1:31)! Мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор.10:12)! Особенно же да не осудит неведущих, да не посмеется падающим! Христос есть свет, просвещающий всякаго человека, грядущего в мир (Ин.1:9), может быть, тот, которого ты видишь седящего во тьме и сени смертней, вскоре светлее тебя осияется сим светом, или уже и осиявается внутренне, в области духа. Может быть, волхвы языческого востока ревностнее тебя ищут и предупредят тебя в обретении Христа; может быть, мытари и любодейцы варяют тебя во Царствии Божии (Мф.21:31).

Кротость, простота, смирение, снисхождение к низшим, уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, непобеждаемое никакими оскорблениями, - сие да мудрствуется в вас, подобно как и во Христе Иисусе. Аминь.

Слово на Рождество Христово и на воспоминание освобождения Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, 1821 г.[134]

И внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: Слава в вышних Богу (Лк.2:13)

Ныне Ангелы проповедуют вам, Христиане, и Ангелы же показывают, что вам должно делать по их проповеди, что может быть лучше сего поучения и нужно ли после сего другое? Ангел является и проповедует человекам: Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас (Лк.2:10,11). Надлежало бы человекам на сию радостную проповедь воскликнуть: Аминь - и прославить Бога за сие благовестие. Но с Ангелом-проповедником Ангелы же являются и слушателями. И внезапу, то есть как скоро произнес он проповедь о Рождестве Христовом, они целым воинством восклицают: Слава в вышних Богу! Восклицают же так, что не только горние, им принадлежащие обители, но и дольний мир оглашается их славословием. Для чего? Без сомнения, для того, чтобы и дольний мир последовал горнему, чтобы к славословию Ангельскому присоединилось человеческое славословие. Итак, будем послушны поучению Ангельскому. Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему (Пс.94:1). Слава в вышних Богу! Но вы уже и пришли радоваться о Рождестве Спасителя. Славословие, которое Церковь переняла у Ангелов, оглашает не только храмы Божии, но и жилища ваши. Проповедь Ангельская, несмотря на то, что произнесена за столько веков, оказала и ныне свою силу - дело, кажется, совершено.

Надлежало бы теперь земным служителям слова умолкнуть и успокоиться, когда действуют проповедники небесные. Но их проповедь краткая и многозначащая, их славословие внезапное невольно возбуждают к удивлению, а чрез удивление к исследованию и размышлению. Притом всходит на мысль, что, когда Небесные Силы проповедовали и торжествовали Рождество нашего Спасителя, кроме немногих пастырей, весь дольний мир погружен был в сон и не слышал их проповеди и славословия. "Неужели, - скажут, вероятно, некоторые, - неужели и мы среди ясного дня Господня можем продремать великое славословие Церкви?" Не укоряя сим никого, я напомню только, что Давид, который, без сомнения, бодрственнее нас был в славословии, нужным находил иногда пробуждать свою славу: Востани слава моя! (Пс. 56:9) Испытаем и мы размышлением о славе Божией в рождении Спасителя нашего пробуждать нашу славу или, яснее сказать, нашу ревность к славе Божией.

Слава в вышних Богу!

Не прежде как при рождении Иисуса Христа земля слышит сие Ангельское славословие. Для чего не прежде? И прежде не имел ли Бог славы в вышних?