Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Душа, тихо прикасающаяся ранам болящих, возливающая вино и елей на струпы смердящие, есть душа милосердая. Отворотившийся от болящего левит и возливший вино и елей на раны его самарянин представили две различные между собою картины сострадательности и ожесточения к человеку. Почему мимо шел левит? Потому что не знал, что делать с болящим, не видел самарянина, возливающего целительный елей. Сей самарянин есть тот самый Целитель небесный, который из единого благоутробия сошел к страждущему миру, больному, по всему свету простертому, и сонмы неизлечимых болезней врачевал помазанием своей бесценной крови. До Его прихода кому милосердствовать: сынове человечестии тяжкосердии (см.: Пс.4:3) и не чувственны, жестоковыйны и не смотрят на пожираемого несчастного. Все страждут в одно время в одной целебнице, а посему должны, кажется, быть состраждущие. Но всякий бесчеловечным забытием других хочет показать себя исцелившим - тяжкосерди сынове человечестии. Плод духовный есть милосердие.

Носить всяческая глаголом силы своей и быть вознесену на древо Голгофское есть чудный пример неподражаемого, непостижимого, прямо Божеского снисхождения. Но от неприступного отступим. Довольно несколько начертывающей в себе горнего страдальца Иисуса кроткой человеческой душе забыть древним змием обещанное божество и непрестанно памятовать, что она и нага, и слепа, и бедна. Сыны исполинов, стенящие под водами потопными, не тако помышляют. Вышний покрывает землю морем, а сии созидают стовратный Вавилон. Вышний емлет оружие, а дольний - щит, Небесный - гнев, а земной - сопротивление. Они кротости не знают, поелику не от кого было научиться. Вождь их, небесный изгнанник Люцифер, вооружается против Вседержителя; праотец их, первенец Адамов, ученик денницы, подъял убийственные руки на единоутробного; второй предводитель - Немврод возобновил было древнюю брань сатанину. Я не хочу говорить о смирении лисьем, жесточайшем и опаснейшем самого буйного насилия. Но, чтобы научиться смиренномудренной, забывчивой к собственным добротам кротости, должно идти по другой дороге. Сойди во Иудею, вниди в претор, посмотри на Вопрошаемого тамо от Пилата, послушай, как Он ответствует на беззаконный глас, - иначе как можем изобразить лепоту ее, никогда не видев оной. Плод духовный есть кротость.

Дух, царствующий господин в дому своем, безопасно правящий необузданною толпою похотений товарища своего, есть дух воздержный. Сия добродетель есть также отрасль от горнего древа. Не прозябло древо сие, и не было плодов таких во вселенной. Помним мы, что и сын Софронисков учил забывать тело, учил разумный, но не разумно. Какой дому господин, прилагая попечение о жителях, не попечется о самой храмине? Возвещают также, что Ликурговы воспитанники были жизни, так сказать, бесчеловечной к самим себе. Но сие для того, чтобы привыкнуть к бесчеловечию, над другими совершаемому. О воздержание!.. Начиная со вкусивших запрещенный плод не было еще воздержного. Не прежде Моисей начал поститься, как острыми очами благодати за несколько веков усмотрел в иудейской пустыне чрез четыредесять дней пищи не вкушающего сына Мариина (см.: Исх.34). Плод духовный есть воздержание.

Духа плоды - плоды духовные. Без самой веры не быть бы плодам.

Сии чудотворные плоды были единственною, сладчайшею, нетленною пищею сего в райском вертограде ныне торжествующего, а в земнодольных селениях превозносимого подвижника Божия Сергия. Ведал он, что естественная пища превращается в плоть ядущего, но манна Божественная самого вкушающего пресуществляет в естество Божеское. Он веровал, поелику вера горы преставляет; любил, яко Бог любы есть; радовался, яко в Боге несть тьмы ни единыя; миролюбив был, яко Христос мир есть нам; долготерпел, поелику видел терпение на главе Божией; милосердствовал, поелику спасен милосердием; кроток был, яко известися, что реки благодати текут низу, а не верху; воздержен был, яко весь Богом обладанныи. Се путь, верным подлежащий, се путь - и пойдем по нему. Аминь.

Слово на день обретения мощей Преподобного Сергия (о суете земной и обетованиях веры[141]). Произнесено в период между 1806-1808 гг.[142]

Возсияет во тме свет твой, и тма твоя будет яко полудне, и будет Бог твой с тобою присно, и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен и яко источник, емуже не оскуде вода. И кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов. И созиждутся пустыни твоя вечныя, и будут основания твоя вечная родом родов. Ис.58,10-12

Тако глаголаше Господь чрез уста Исаии.

Кому глагол сей? Кому сии благословения? Друг Божий! Не тебе ли сие прорицала вера, когда она сопутствовала тебе в дикие некогда и необитаемые места сии? Великое событие дает право отнести и к тебе предсказание великое. Ты сокрылся от света, оставил в нем порок, тобою ненавидимый, но свет добродетелей твоих проник в него из мрака твоего уединения; ты был светильник Церкви по святости, хотя с непреклонною решимостью отрекся быть таковым по состоянию. Твоя душа взыскала и возжаждала к Богу крепкому и живому, и она вкушала присно сладость Его присутствия. Орошаемый струями благодати, ты был яко вертоград напоен и яко источник, емуже не оскуде вода, кропил других росою духовною. Наконец, чтобы течение времени не могло удалить от нас примера твоего, ты, восходя горе, оставил здесь некоторую тень бессмертия, там тебе принадлежащую. Прозябли кости твоя, и останки плоти, еще умерщвленной в животе твоем, кажутся нам живыми по смерти твоей. И созданные тобою пустынные хижины превратились в громаду зданий, постыжающих грады своим великолепием. Века прошли мимо сих памятников и не смели коснуться им, разве для умножения блеска их. Столь знамениты, столь обильны, столь непреложны, столь вечны в самом времени обетования, данные верою! Она едина обещает и не изменяет обещаниям. Она только прорицает истину, когда множество различных обещательных гласов потрясают сердце наше ложным обнадеживанием сделать нас довольными и счастливыми. Насытишися, якоже желает душа твоя - объясним сие.

Насытишися, - говорит плотоугодие, только не простирай взоров твоих далее видимости. Умственное блаженство есть блаженство вымышленное, существенное принадлежит чувствам. Если мы сотворены для счастия, то должны искать его близ себя. Почивай, яждь, пий, веселися - в сем заключается наука быть довольным (см.: Лк.12,19).

Как опасно слушать таковые уроки! Когда коварный змий, подавая нам плод запрещенных удовольствий, обещается нас сделать почти богами, тогда бедственное для нас определение уже подписано - терние, труды, болезни, смерть, помещены в нем. На поле сладострастия и роскоши растут только такие розы, которые по услаждении чувств оставляют в душе острые терны, рано или поздно ее уязвляющие; на нем надобно проливать пот долго для кратковременной жатвы. Посреди слез, больше изнуряющих, нежели удовлетворяющих забот или дряхлая застигает старость, или бедность и немощи, которые еще ближе оной ходят по следам невоздержания. И земля тем скорее требует всего своего долга, чем более у нее занимать старались. Ах! Не сие ли наши легкие умы называют развязной, веселою жизнью! Боже мой! Сии мнимые утехи суть не иное что, как семя горстей; они не пища, но яд для слабого сердца. Если бы не было совсем другого средства к насыщению алчущих желаний, и тогда безрассудно было бы пользоваться сим - лучше томиться бесконечным гладом.